Укротитель «союза». как герой войны спас космическую программу ссср. Погибшие космонавты ссср: имена, биографии
Отдых и увлечения. Зачатие и беременность. Что подарить. Значение имени

Ваше высокопреподобие отец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

Рубрика старец паисий святогорец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Святитель николай чудотворец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Николай Мишустин и Леонид Перлов — о реальных зарплатах и нагрузках учителей

Смотреть что такое "наша эпоха" в других словарях

Митрополит Антоний (Мельников) Открытое письмо священнику Александру Меню Митрополит Антоний (в миру Анатолий Сергеевич Мельников)

(заявление в школу на отказ от карты учащегося)

олег васильевич щербанюк, православный эксперт

Русская духовная миссия в Иерусалиме объяснила зачем «вскрыли Гроб Господень

BonAqua и AquaMinerale — вода из под крана

Укротитель «союза». как герой войны спас космическую программу ссср. Погибшие космонавты ссср: имена, биографии

Юрий Алексеевич Гагарин
Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Космонавт № 1. 12 апреля 1961 года в качестве пилота КК «Восток» совершил первый в истории комический полет. Продолжительность полета составила 108 минут.

Герман Степанович Титов
Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. С 6 по 7 августа 1961 года в качестве пилота КК «Восток-2» выполнил первый в мире космический полет длительностью более суток. Продолжительность полета составила 1 сутки 01 час 18 минут.

Андриян Григорьевич Николаев
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил два полета в космос. Первый - с 11 по 15 августа 1962 года в качестве пилота КК «Восток-3» выполнил совместный полет с КК «Восток-4», который пилотировал Павел Попович. Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 22 минуты. Второй - с 1 по 18 июня 1970 года в качестве командира КК «Союз-9». Продолжительность полета составила 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд.

Павел Романович Попович
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил два полета в космос. Первый - с 12 по 15 августа 1962 года в качестве пилота КК «Восток-4». Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 56 минут. Второй - с 3 по 19 июля 1974 года в качестве командира корабля «Союз-14». Продолжительность полета составила 15 суток 17 часа 30 минут 28 секунд.

Валерий Федорович Быковский
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил три полета в космос: с 14 по 19 июня 1963 года в качестве пилота КК «Восток-5», с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве командира КК «Союз-22», с 26 августа по 3 сентября 1978 года в качестве командира советско-германского экипажа. Продолжительность полетов - 20 суток 17 часов 48 минут 21 секунда.

Валентина Владимировна Терешкова
Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Первая в мире женщина-космонавт. Космический полет совершила 16 - 19 июня 1963 года в качестве командира КК «Восток-6» по программе группового полета с кораблем «Восток-5», пилотируемым Валерием Быковским. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут.

Владимир Михайлович Комаров
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Первый полет в космос - с 12 по 13 октября 1964 года в качестве командира корабля «Восход», вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым, второй - с 23 по 24 апреля 1967 года в качестве командира корабля «Союз-1». Продолжительность полетов - 2 суток 3 часа 4 минуты 55 секунд.

Константин Петрович Феоктистов
Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Побывал в космосе с 12 по 13 октября 1964 года в качестве космонавта - научного сотрудника КК «Восход» вместе Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым. Продолжительность полета составила 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.

Борис Борисович Егоров
Герой Советского Союза. Врач-космонавт. С 12 по 13 октября 1964 года в качестве космонавта - врача экипажа КК «Восход» совершил полет вместе Владимиром Комаровым и Константином Феоктистовым. Продолжительность полета составила 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.

Павел Иванович Беляев
Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Побывал в космосе с 18 по 19 марта 1965 года в качестве командира КК «Восход-2» вместе с Алексеем Леоновым, который в ходе полета совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство. Продолжительность полета составила 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Алексей Архипович Леонов
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Первый в мире человек, совершивший выход в открытый космос продолжительностью 23 минуты 41 секунда (из них 12 минут 9 секунд вне корабля, удалившись от корабля на 5,35 метра). Продолжительность космических полетов - 7 суток 0 часов 33 минуты 8 секунд.

Георгий Тимофеевич Береговой
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. С 26 по 30 октября 1968 года совершил полет в качестве качестве командира-пилота КК «Союз-3». Основную задачу полёта - стыковку с беспилотным КК «Союз-2», выполнить не удалось. Корабли дважды сближались на расстояние до 30 метров, после чего автоматика уводила корабли в стороны. Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

Борис Валентинович Волынов
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил 2 полета в космос. C 15 по 18 января 1969 года в качестве командира КК «Союз-5». Стартовал вместе с А.Елисеевым и Е.Хруновым, которые после первой в мире стыковки двух пилотируемых кораблей перешли через открытый космос в КК «Союз-4». Посадку осуществлял в одиночку. Второй полет - с 6 июля по 24 августа 1976 года в качестве командира корабля «Союз-21». Продолжительность полетов - 52 суток 7 часов 17 минут 47 секунд.

Алексей Станиславович Елисеев
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил 3 полета в космос общей продолжительностью 8 суток 22 часа 22 минуты 33 секунды. 37 минут провел в открытом космосе. Во время третьего полета (с 23 по 25 апреля 1971 года в качестве бортинженера КК «Союз-10») была выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией «Салют».

Евгений Васильевич Хрунов
Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Был в космосе с 15 по 17 января 1969 года в качестве инженера-исследователя КК «Союз-5». Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

Анатолий Васильевич Филипченко
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил 2 полета в космос: с 12 по 17 октября 1969 года в качестве командира КК «Союз-7» и со 2 по 8 декабря 1974 года в качестве командира КК «Союз-16». Продолжительность полетов - 10 суток 21 час 3 минуты 58 секунд.

Владислав Николаевич Волков
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил 2 полета в космос общей продолжительностью 28 суток 17 часов 02 минуты 6 секунд. Во время возвращения экипажа в составе В.Волкова, Г.Добровольского и В.Пацаевва на Землю после второго полета в ночь на 30 июня 1971 года произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союз-11» и космонавты погибли.

Виталий Иванович Севастьянов
Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР. Первый полет - с 1 по 19 июля 1970 года в качестве бортинженера КК «Союз-9» вместе с Андрияном Николаевым. Экипаж установил новый мировой рекорд продолжительности полета. Второй - С 24 мая по 26 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-18» и ОС «Салют-4». Провел в космосе 80 суток 16 часов 19 минут 3 секунды.

Николай Николаевич Рукавишников
Дважды Герой Советского Союза. Совершил 3 полета в космос общей продолжительностью 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд. Во время первого полета с 23 по 25 апреля 1971 года в качестве инженера-испытателя КК «Союз-10» (вместе с В.Шаталовым и А.Елисеевым) была выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией «Салют».

Георгий Михайлович Гречко
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Трижды летал в космос, пробыв там 134 суток 20 часов 32 минуты 58 секунд, во время первого полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 1 час 28 минут.

Владимир Васильевич Ковалёнок
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Совершил 3 полета в космос в качестве командира космического корабля продолжительностью 216 суток 9 часов 9 минут 40 секунд. Проработал в открытом космосе 2 часа 20 минут.

Валерий Викторович Рюмин
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. В космосе побывал четырежды, пробыв там 371 суток 17 часов 26 минут 58 секунд. 1 час 23 минуты провел в открытом космосе. Во время четвертого полета со 2 по 12 июня 1998 года работал в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-91. Программа включала 9-ю (и последнюю) стыковку с ОК «Мир».

Владимир Александрович Джанибеков
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Летал в космос 5 раз, провел там 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Дважды выходил в открытый космос - на 8 часов 34 минуты. Во время 5-го полета с 6 июня по 26 сентября 1985 года была впервые выполнена стыковка с неуправляемой, неработоспособной станцией. Экипаж восстановил работоспособность станции.

Владимир Афанасьевич Ляхов
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. В космосе побывал трижды, полеты продолжались 333 суток 7 часов 47 минут 46 секунд. Также 3 раза выходил в открытый космос, провел там 7 часов 7 минут.

Леонид Денисович Кизим
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. За время трех полетов провел в космосе 374 суток 17 часов 57 минут 42 секунды. 8 раз выходил в открытый космос, провел там 31 час 29 минут. 6 выходов совершил во время второго полета с 8 февраля по 2 октября 1984 года. Во время 3-го полета впервые в мире был совершен перелет с орбитальной станции «Мир» на другую - «Салют-7» и обратно. Со станции на станцию было перевезено более 800 килограммов грузов.

Виктор Петрович Савиных
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. За три полета в космос провел там 252 суток 17 часов 37 минут 50 секунд. 2 августа 1985 года во время второго полета 5 часов проработал в открытом космосе за один выход.

Светлана Евгеньевна Савицкая
Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР. Дважды побывала в космосе, провела там 19 суток 17 часов 7 минут 00 секунд. Во время второго полета с 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-12» стала первой женщиной, совершившей 25.07.1984 выход в открытый космос продолжительностью 3 часа 33 минуты 04 сенунды.

Сергей Константинович Крикалёв
Герой Советского Союза, первый Герой России. Летчик-космонавт СССР. Совершил 6 полетов в космос общей продолжительностью 803 суток 9 часов 38 минут 31 секунду. 8 раз выходил в открытый космос, провел там 41 час 26 минут. С октября 2005 до июня 2015 года - рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе.

Елена Владимировна Кондакова
Герой России. Летчик-космонавт Российской Федерации. В космосе побывала дважды. Продолжительность полетов - 178 суток 10 часов 42 минуты 23 секунды. Стала первой женщиной-космонавтом в Российской Федерации.

Геннадий Иванович Падалка
Герой России. Летчик-космонавт Российской Федерации. Совершил 5 полетов в космос общей продолжительностью 878 суток 11 часов 29 минут 51 секунду. Мировой рекордсмен по нахождению в космосе. Число выходов в открытый и «закрытый» космос - 10. Общая длительность работ в условиях вакуума в полёте - 38 часов 39 минут, 2 выхода в «закрытый» космос на 52 минуты (в разгерметизированный модуль).

Олег Валериевич Котов
Герой России. Летчик-космонавт Российской Федерации. Сотый космонавт в истории нашей страны. Совершил 3 полета продолжительностью 526 суток 5 часов 2 минуты 7 секунд. 6 раз выходил в открытый космос, проведя там 36 часов 42 минуты.

Олег Иванович Скрипочка
Герой России. Летчик-космонавт Российской Федерации. Во время первого полета провел в космосе 159 суток 08 часов 43 минуты 05 секунд в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС по программе 25-й и 26-й основных экспедиций, вместе с Александром Калери и Скоттом Келли. 10 октября 2010 года была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией. Трижды выходил в открытый космос, провел там 16 часов 39 минут. Во второй раз стартовал 18 марта 2016 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-20М» вместе с командиром корабля Алексеем Овчининым и бортинженером Джеффри Уилльямсом. 19 марта в 06:09:58 мск (03:09:58 UTC) корабль пристыковался к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента Международной космической станции.

Елена Олеговна Серова
Герой России. Летчик-космонавт Российской Федерации. Провела в космосе 167 суток 5 часов 42 минуты 40 секунд. Стартовала 25 сентября 2014 года в качестве бортинженера-1 корабля «Союз ТМА-14М», члена 41-й и 42-й основных экспедиций МКС вместе с Александром Самокутяевым и Барри Уилмором. В тот же день, через 5 часов 46 минут после старта, корабль успешно состыковался с МКС

Алексей Николаевич Овчинин
В настоящее время находится на МКС. Стартовал 18 марта 2016 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-20М» вместе с бортинженерами Олегом Скрипочкой и Джеффри Уилльямсом. 19 марта в 06:09:58 мск (03:09:58 UTC) корабль пристыковался к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента Международной космической станции. На сегодняшний день пробыл в космосе чуть более 24 суток.

Рассказать друзьям


Из сообщений ТАСС:
26 октября 1968 года на орбиту искусственного спутника Земли выведен космический корабль «Союз-3». Космический корабль пилотирует летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич. В процессе вывода и в полете по орбите космонавт выполнил все операции по заданной программе, обстоятельно докладывал о работе систем корабля. Самочувствие летчика-космонавта товарища Берегового Георгия Тимофеевича хорошее. В соответствии с программой полета на первом витке корабль «Союз-3» производил сближение с беспилотным кораблем «Союз-2». На первом этапе сближение до расстояния 200 метров осуществлялось автоматической системой. Последующие операции по сближению проводил летчик-космонавт товарищ Береговой с использованием системы ручного управления. /«Правда», 27 октября 1968 г./
Докладываю Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза и Советскому правительству – полет проходит нормально. Успешно выполнил маневрирование и сближение с космическим кораблем «Союз-2». Настроение бодрое. Горячо благодарю Центральный Комитет родной партии и Советское правительство за оказанное мне доверие. Полет проходит по программе. Выполняю научные эксперименты. Системы работают отлично. Состояние отличное. /Летчик-космонавт Г. Береговой «Правда», 27 октября 1968 г./
30 октября 1968 года космический корабль «Союз-3», пилотируемый летчиком-космонавтом товарищем Береговым Георгием Тимофеевичем, совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза. Полет космического корабля «Союз-3» продолжался четверо суток. Программа научных и технических исследований, проводимых летчиком-космонавтом Георгием Тимофеевичем Береговым, успешно завершена. /«Правда», 31 октября 1968 г./

На самом деле основная часть программы: стыковка с беспилотным кораблём «Союз-2» - не была выполнена. Попытка стыковки не удалась из-за ошибки космонавта в ориентации «Союза-3» по крену (ошибка составила примерно 180 градусов, то есть «Союз-3» как бы перевернулся вверх ногами). Наблюдаемая космонавтом картина взаимного расположения кораблей визуально отличалась от той, которую он наблюдал на наземном тренажёре, но космонавт не распознал неправильную ориентацию по крену. Антенна ориентации на «Союз-3» была справа от космонавта, а антенна ориентации «Союз-2» оказалась слева. При правильной ориентации обе антенны должны были оказаться справа. В темноте Береговой несколько раз отходил и вновь предпринимал попытку стыковки и всякий раз «Союз-2» отворачивался от «Союза-3». Космонавт не вёл контроль запаса топлива, расходуемого двигателями. Ошибку в ориентации по крену Береговой распознал только после выхода кораблей из тени Земли, но на манёвры по сближению и ориентации уже было израсходовано всё топливо, предназначенное для стыковки, остатки топлива нельзя было более расходовать, так как они были нужны для ориентации корабля при выдаче тормозного импульса для возвращения на Землю. Такого сообщения в подробнейших многословных текстах ТАСС конечно не было. В освоении Космоса в СССР ошибок и неудач быть не могло.

Из статьи космонавта, конструктора космических кораблей Константина Петровича Феоктистова "О полёте «Союз-3»":
Эта очередная неудача с «Союзом» очень, конечно, расстраивала. Обидно было, что она произошла по такой глупой причине, как неспособность летчика-испытателя различить обозначенные огнями «верх» и «низ» у встречного корабля. Еще более обидно было, что такая ситуация произошла из-за амбиций ВВС: они настаивали на том, чтобы управление сближением было у пилота. Как они ни были неграмотны, все же понимали, что на больших расстояниях пилоты не смогут заменить счетно-решающие устройства, но тем не менее порулить хотелось, и мы имели глупость разрешить космонавту ручное управление процессом причаливания с расстояния двухсот метров до стыковки. Ручное управление причаливанием для нас было резервным вариантом на случай выхода из строя какого-нибудь звена в цепочке управления.
Через некоторое время после этого полета тогдашний начальник ЦПК Кузнецов был уволен, а на его место назначен Береговой. Сначала это вызвало некоторое недоумение, но потом стало понятно - обычный алгоритм: назначая человека на влиятельную командную должность, его начальство заботилось о том, чтобы он оставался таким же послушным в будущем, как и в первый день работы на новой должности. В этом смысле назначение начальником скомпрометированного в профессиональном деле человека очень удобно для его начальства. Этот алгоритм использовался и в ВВС. Бедный Береговой: всю дальнейшую жизнь его держали «на крючке».

Георгий Тимофеевич Береговой (1921-1995) - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос). Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Генерал-лейтенант авиации. Кандидат психологических наук. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.
22 января 1969 года в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

90 лет назад, 16 марта 1927 года, родился Владимир Михайлович Комаров — будущий советский военный лётчик, космонавт, дважды Герой Советского Союза (второе звание присвоено посмертно), инженер-полковник. Владимир Комаров был первым в мире командиром экипажа космического корабля, состоявшего из трех человек. Комаров совершил два полета в космос, оба раза он летал на первых кораблях нового типа: «Восход-1» и «Союз-1», второй полет закончился катастрофой, летчик-космонавт погиб при приземлении, это произошло 24 апреля 1967 года.

В настоящее время полеты человека в космос воспринимаются обществом как что-то само собой разумеющееся, но на заре космической эры они были сопряжены с огромным риском для жизни космонавтов. К сожалению, Владимир Михайлович Комаров стал первым в скорбном списке отечественных летчиков-космонавтов, которые погибли в ходе выполнения полета в космос. За возможность человечества приблизится к разгадке тайн Вселенной, за развитие и прогресс научной мысли Комаров заплатил собственной жизнью.

Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве в семье обыкновенного рабочего. Впервые он попал на аэродром в семилетнем возрасте. Он увидел самолеты вблизи, смог потрогать их рукой. С тех пор он часто наблюдал за полетами, а летчики стали в его глазах настоящими героями. Мальчик уже тогда знал, кем он хочет стать, когда вырастет. На лето его часто отправляли в деревню к бабушке. Именно там он и встретил известие о начале Великой Отечественной войны. Естественно, на фронт 14-летний юноша не отправился, но помогал работникам колхоза, среди которых оставалось все меньше мужчин, которых забирал фронт.

В 1943 году Владимир закончил 7 классов в 235-й московской средней школе, тогда же он узнал, что в Лаврушинском переулке формируется 1-я московская спецшкола ВВС. Мечтая стать летчиком, он отправился учиться в это заведение. Комаров закончил летную школу в июле 1945 года, когда Великая Отечественная война уже завершилась. После окончания обучения здесь он стал курсантом Сасовской авиационной школы первичного обучения, а в сентябре того же года стал курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища летчиков.

В июле 1946 года Владимир был переведен в Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова, после успешного окончания обучения в нем в 1949 год он стал военным летчиком-истребителем, начал службу в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, которая базировалась в Грозном. Здесь он познакомился со своей женой Валентиной, которая работала в городе школьной учительницей. В июле 1951 года у него родился сын Евгений, а в декабре 1958 года дочь Ирина, которая также как и отец посвятила себя армейской службе. Она прослужила в вооруженных силах 21 год, трудилась военным переводчикам, ушла в отставку в звании майора.

В ноябре 1951 года Владимир Комаров стал старшим летчиком, а спустя еще год его перевели в Закарпатскую область Украины в город Мукачево, где он прослужил два года в 486-м авиаполку 279-й истребительной дивизии. Параллельно со службой он продолжал совершенствовать свое образование. В 1959 году будущий космонавт окончил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА имени Жуковского), получив специальность в сфере авиавооружения. Теперь он досконально был знаком с самолетами не только как военный летчик, но и как инженер.

После получения инженерного образования Комаров был распределен в Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС, расположенный в поселке Чкаловский. Здесь он трудился помощником главного инженера, а также испытателем одного из отделов. Занимался испытаниями новых образцов разнообразной авиационной техники. Работая здесь, он привлек к себе внимание комиссии по отбору в отряд космонавтов, которая тщательно изучала личные дела летчиков, часы налета, медицинские карты. Комиссия сделала Комарову предложение, от которого невозможно было отказаться. Собранная тогда группа летчиков стала тем ядром, из которого в 1960 году в Советском Союзе сформируют первый отряд космонавтов.

Всего комиссией было отобрано 20 человек. В первом отряде космонавтов числилось 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. На момент зачисления в отряд самому старшему — Павлу Беляеву было 34 года, самому младшему — Валентину Бондаренко — 23 года. Владимиру Комарову на тот момент было 33 года. 14 марта 1960 года первая группа слушателей приступила к теоретическим занятиям, летом 1960 года ЦПК был передислоцирован в Подмосковье, сегодня это Звездный городок. С марта 1960 года по апрель 1961 года Владимир Комаров проходил общую космическую подготовку, успешно сдав выпускные экзамены, в апреле 1961 года он получил должность космонавта ЦПК ВВС.

С июня по август 1962 года инженер-капитан Владимир Комаров проходил подготовку в качестве дублера пилота космического корабля «Восток-4». Позднее, после старта «Востока-4», был дублером пилота космического аппарата «Восток-5». С июня 1964 года проходил подготовку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход». 9 октября 1964 года решением Госкомиссии Владимир Комаров был назначен командиром основного экипажа космического корабля «Восход».

Свой первый космический полет Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход» совместно с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мировой истории запуск многоместного космического корабля. Впервые в составе экипажа были не только летчики, но также инженер и врач. Также впервые в истории экипаж совершал полет в космос без скафандров. Впервые была отработана и применена система мягкой посадки. Многое в этом полете было осуществлено впервые в мировой истории. Позывной космического корабля «Рубин» звучал с орбиты Земли чуть более суток. Итоговая длительность данного космического полета составила 24 часа 17 минут. За это время «Восход» с тремя космонавтами на борту 16 раз успел облететь Землю. Основной задачей данного полета было обеспечение приоритета Советского Союза в полетах в космос экипажа, состоявшего из нескольких космонавтов. Помимо этого были выполнены многочисленные медико-биологические и технические эксперименты.

Космическая миссия Комарова успешно завершилась через сутки после запуска — 13 октября 1964 года. Примечательно, что в момент полета и в день приземления космического корабля «Восход-1» Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен с занимаемой должности, на его место взошел Леонид Брежнев, который и принимал доклад о результатах полета космонавтов. За успешное выполнение полета Владимиру Михайловичу Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре ему была присвоена квалификация «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года Комаров стал инструктором-космонавтом в группе космонавтов, проходивших подготовку по программам Минобороны СССР.

Ввиду существенных успехов США в области космонавтики и набирающей обороты космической гонке двух сверхдержав, руководство СССР подгоняло работу конструкторских бюро. Дальнейшая подготовка инженера-полковника и Героя Советского Союза Владимира Комарова проходила в рамках реализации программы «Стыковка» на космическом корабле нового и еще недостаточно отработанного образца «Союз-1». 30 марта 1967 года Комаров успешно сдал экзамен по теоретической подготовке, а также практический экзамен по управлению «Союзом». Решение о том, что именно Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1» было принято в августе 1966 года. Дублером Комарова стал первый в мировой истории космонавт Юрий Гагарин. Возможно, если бы на тот момент в живых был Сергей Королев, вышло бы наоборот, так как генеральный конструктор обещал Гагарину второй полет в космос на новом космическом корабле.

Этот второй полет Комарова стал роковым. 23 апреля 1967 года Владимир Комаров стартовал с первой площадки космодрома Байконура на борту нового космического корабля «Союз-1». Это был первый пилотируемый полет космического корабля новой серии. Помимо этого, спустя практически сутки вслед за Комаровым должен был отправиться на орбиту космический корабль «Союз-2» с экипажем из двух космонавтов Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Основной задачей реализуемой космической программы должна была стать стыковка двух космических кораблей на земной орбите.

Как это часто бывает с новой техникой, в процессе ее создания, по всей видимости, были допущены некоторые ошибки, пропущены некоторые неисправности, не учтены возможные последствия тех или иных ситуаций. С выходом «Союза» на орбиту Владимир Комаров столкнулся с первыми техническими трудностями: панель одной из двух солнечных батарей корабля не раскрылась, что стало причиной недостатка энергии на борту. В космосе Комаров выполнил сложный маневр: он раскрутил космический аппарат вокруг своей оси, но ситуацию изменить не удалось, панель не раскрывалась. По этой причине полет было решено завершать досрочно, корабль сошел с земной орбиты и отправился к Земле.

На завершающем этапе полета на высоте порядка 7 километров, уже после вхождения в атмосферу вытяжной парашют не смог вытянуть прикрепленный к нему основной парашют. Помимо этого запасной парашют, который вышел на высоте 1,5 километров, не смог раскрыться полностью, его стропы намотались на вытяжной парашют, который так и не был отстрелян. По этой причине спускаемый аппарат с космонавтом на борту столкнулся с землей на скорости около 50 м/с. После аварийной посадки на большой скорости и столкновения с землей произошел взрыв, в баках спускаемого аппарата находилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая использовалась в двигателях системы управляемого спуска. После столкновения с землей и вспыхнувшего пожара конструкция спускаемого аппарата была практически полностью разрушена.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при осуществлении космического полета, Владимир Михайлович Комаров был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, на этот раз посмертно. Также Международный комитет по аэронавтике и космическим полетам отметил подвиг советского космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами. Прах летчика-космонавта был похоронен 26 апреля 1967 года в Кремлевской стене на Красной площади. На месте его гибели в степи под Орском в Оренбургской области был установлен памятный мемориал. Жизнь Владимира Комарова, которая оборвалась в самом расцвете, космонавт погиб через 40 дней после своего 40-летнего юбилея, стала первой жертвой пилотируемой космонавтики и далеко не последней на трудном пути освоения космоса. Трагическая катастрофа корабля «Союз-1» позволила выявить и устранить причину неполадок, связанных с парашютной системой корабля, что в дальнейшем спасет жизни другим космонавтам.

Память Владимира Комарова была увековечена многочисленными бюстами и памятниками. В его честь в Советском Союзе назывались десятки улиц и даже целые населенные пункты. Именем Комарова был назван лунный кратер и вулкан на Камчатке. Также его имя носит сегодня Ейский высший военный авиационный институт. В 2014 году новый самолет А-320 авиакомпании «Аэрофлот» был назван в честь летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова.

Выполнено в космосе впервые…

Валерий Рюмин, руководитель полета, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР

За последние годы мы уже, кажется, привыкли к длительным космическим экспедициям. Но закончившийся 2 октября 1984 года 237-суточный полет космонавтов Л. Кизима, В. Соловьева и О. Атькова стал событием выдающимся, и не только из-за длительности рейса. Все, кто следил за его ходом, отмечают выдержку и мужество экипажа, его мастерство при выполнении многих, в том числе и впервые проводившихся в космосе, операций, объем выполненной научной программы.

После длительного перерыва экипаж пилотируемого корабля вновь состоял из трех человек, в его состав был включен врач. Начальный период полета, по нашим наблюдениям и докладам экипажа, с учетом мнения

O. Атькова, прошел без осложнений. Поэтому мы старались загрузить экипаж сразу по полной программе, без скидок на период адаптации. «Маяки» не только не возражали против этого, но и сами многое сделали для того, чтобы на борту действовал плотный рабочий распорядок. Космонавты после расконсервации станции провели астрофизические эксперименты, съемки территории Советского Союза, отдельные регламентные операции по замене оборудования. Затем экипаж принял и разгрузил грузовой корабль «Прогресс-19».

С середины марта в Центре управления полетом началась непосредственная подготовка к старту советско-индийского экипажа. К приему гостей готовилась и основная экспедиция.

История советско-индийского сотрудничества в исследовании космического пространства насчитывает уже два десятилетия. Советский Союз оказал Индии консультативную и техническую помощь в создании первого индийского научного спутника Земли, который был выведен на орбиту с помощью советской ракеты-носителя. В соответствии с программой сотрудничества выполнялись исследования по внеатмосферной астрономии, по наблюдениям искусственных спутников Земли, по изучению лунного грунта.

И вот подошла пора совместного советско-индийского полета. 4 апреля Ю. Малышев, Г. Стрекалов и P. Шарма вместе с основным экипажем станции приступили к выполнению совместной программы. В ее рамках планировалось проведение экспериментов по трем направлениям: геофизика, технология, медицина. Они были успешно завершены, и 11 апреля международный экипаж возвратился на Землю.

Теперь для «Маяков» настала пора приступить к операциям снаружи станции, чтобы установить обводные трубопроводы в резервной топливной магистрали объединенной двигательной установки. К этой работе мы совместно готовились еще на Земле. Были «отрепетированы» многие варианты. В полете экипаж столкнулся с самым трудным из них, потребовавшим пяти выходов в открытый космос. Понадобилось также создать и доставить на борт специальный инструмент и приспособления, отработать сложное взаимодействие экипажа и Центра управления полетом.

Надо сказать, что Леонид Кизим и Владимир Соловьев блестяще справились со всеми трудностями, обогатив пилотируемую космонавтику новыми видами монтажных операций на орбите. Этот опыт будет, безусловно, использован в будущем при сборке в околоземном пространстве больших конструкций, создании и обслуживании постоянно действующих станций. Он значительно расширил представления о возможностях человека при работе в скафандрах.

Хотя в этих операциях непосредственно были заняты командир и бортинженер, помощь космонавта-исследователя была здесь весьма существенной. Олег Атьков, находясь внутри станции, вел контроль систем, выдавал команды с бортовых пультов. Словом, был как бы представителем Центра управления на борту. Без его помощи циклограмма работ выглядела бы значительно сложнее.

Кроме того, Кизим и Соловьев выходили в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Подобная операция уже выполнялась ранее В. Ляховым и А. Александровым. Тогда она потребовала двух выходов. Накопленный опыт позволил «Маякам» справиться с заданием за один выход. В результате пополнилась энергетика станции для выполнения энергоемких экспериментов.

Вторая экспедиция посещения в составе В. Джанибекова, С. Савицкой и И. Волка прибыла на «Салют-7» 18 мая. Ей предстояло выполнить обширную программу научных экспериментов. Но «гвоздем» программы были выход С. Савицкой и В. Джанибекова в открытый космос и проведение сварки, пайки, резки и напыления металлом с помощью универсального ручного инструмента, созданного в Институте электросварки имени Е. О. Патона АН Украинской ССР. Впервые в истории космонавтики выход осуществила женщина, провела снаружи станции уникальные работы. Полученные образцы доставлены на Землю.

Основная экспедиция станции много внимания уделяла визуальным наблюдениям, геофизическим исследованиям, фотографированию земной поверхности, спектрометрированию отдельных районов суши и моря, проведению биотехнологических экспериментов по получению в условиях невесомости опытных партий сверхчистых веществ и новых лекарственных препаратов.

За время полета экипаж «Маяков» принял пять грузовых кораблей «Прогресс». Их надо было разгрузить, провести дозаправку двигательной установки топливом, поместить в них отработавшее оборудование. А это также требует времени и умения. На «Прогрессе-26» среди доставленного научного оборудования находились уникальные рентгеновские телескопы-спектрометры. Один из них создан специалистами Института космических исследований АН СССР и научно-производственного объединения космических исследований при АН Азербайджанской ССР, другой изготовлен в рамках советско-французского сотрудничества.

С помощью этой аппаратуры с конца августа и до середины сентября проводились астрофизические эксперименты. Их окончательные итоги будут подведены после изучения привезенного экипажем материала. Но уже можно сказать о высокой эффективности использования телескопов для решения ряда фундаментальных проблем астрофизики.

Экипаж стал свидетелем событий, которые произошли во Вселенной 5–6 тысячелетий назад. Причем «увидеть» их можно было только с орбиты, так как рентгеновские лучи не проходят через атмосферу Земли. Имея в нужном количестве такие «описания», ученые получат возможность решить многие вопросы строения и эволюции Вселенной.

Всего же с помощью телескопа-спектрометра проведено 46 сеансов наблюдений. Приняты сигналы от девяти интересующих ученых источников в Крабовидной туманности и созвездии Лебедя. Приятно отметить, что астрофизические эксперименты начались в те дни, когда проходил международный аэрокосмический эксперимент «Гюнеш-84». Можно сказать, что эти эксперименты подвели итоги большой работы в этом году по международным программам «Интеркосмоса».

В целом за время своего рекордного полета «Маяки» выполнили более шестисот экспериментов. На борт было выдано около 2100 радиокоманд и числовых посылок, проведено 3570 сеансов связи, 250 телевизионных сеансов, передано 1800 радиограмм.

В ходе полета для оценки здоровья экипажа регулярно раз в две недели - это реже, чем прежде, - проводились медицинские обследования. Присутствие врача на борту позволило уменьшить количество медицинских дней.

Тысячи специалистов обеспечивали этот рейс. Успешному выполнению программы способствовала доброжелательная атмосфера, установившаяся на борту. И нам на Земле эта атмосфера помогала быстрее находить «общий язык» по многим вопросам, возникшим в ходе полета.

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

Как один герой Советского Союза брал в плен другого героя Советского Союза Один из вице-премьеров правительства России сказал, что происходившее у Белого дома напоминало военное шоу и следовало со зрителей брать доллары. Действительно, особый шарм придавало то, что

Из книги День Гагарина автора Автор неизвестен

Н. П. Каманин, Герой Советского Союза КОСМОНАВТ К ПОЛЕТУ ГОТОВ Зимой 1960 года мы договорились с Сергеем Павловичем Королевым о тренировках космонавтов в настоящем космическом корабле. В назначенное время группа слушателей прибыла в цех завода. Здесь их встретил Сергей

Из книги Умные парни (сборник) автора Лесков Сергей Леонидович

М. Л. Галлай, Герой Советского Союза НЕОБЫЧНОЕ ЗАДАНИЕ С тех пор прошло уже четверть века, но помнится во всех подробностях, будто это было вчера, осенний день 1960 года, когда в помещении, где был установлен моделирующий стенд-тренажер космического корабля «Восток», вслед

Из книги Большая судьба Малой земли автора Ефимович Придиус Петр

Г. С. Титов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В НАЧАЛЕ ПУТИ Подготовка космонавта - прежде всего напряженный труд, продуманный, очерченный планами учебы и графиками медицинского контроля. Мы полностью отдавались ему.В нашу группу космонавтов отобрали

Из книги Время секонд хэнд автора Алексиевич Светлана Александровна

К. П. Феоктистов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР ОТ ЗАМЫСЛА К РЕШЕНИЮ В 1954-м в нашей стране приступили к разработке межконтинентальной баллистической ракеты, ее двигателей, системы управления, а также стартового устройства наземного оборудования и пр.

Из книги Загадки звездных островов. Книга 3 автора Родиков Валерий

Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза ПОСЛЕ ПОЛЕТА С АМЕРИКАНЦАМИ МЕНЯ РЕШИЛИ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ ПАРТИИ 13 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз», которому предстояло выполнить невиданное задание. В тот же день с космодрома во Флориде стартовал

Из книги автора

ВОСПИТЫВАТЬ ПАТРИОТОВ В. И. Головненко, директор виноградарского совхоза «Азовский» Темрюкского района, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда Трудно переоценить в наши дни значение воспитания молодого поколения на революционных, боевых и трудовых

Из книги автора

ВЫСОТА Игорь Сулим, курсант Ейского высшего военного ордена Ленина училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика–космонавта СССР В. М. Комарова Будущие офицеры славных Вооруженных Сил державы, чье 60–летие в феврале 1978 года отмечал весь наш народ, мы в

Из книги автора

Об одиноком красном маршале и трех днях забытой революции Сергей Федорович Ахромеев (1923–1991), маршал Советского Союза, Герой Советского Союза (1982). Начальник Генштаба Вооруженных сил СССР (1984–1988). Лауреат Ленинской премии (1980). С 1990 года военный советник Президента

Из книги автора

Из книги автора

Сегодня и завтра отечественной космонавтики Герман Титов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Мне на всю жизнь запомнилось утро 12 апреля 1961 года, когда мы провожали Юрия Гагарина в исторический полет, а затем, затаив дыхание, слушали его короткие

Из книги автора

Степень риска Георгий Береговой, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР Нас, космонавтов, часто просят рассказать о степени риска, связанного с освоением космического пространства человеком, об ощущениях,

Из книги автора

Такая она, космическая работа Владимир Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В наше время, пожалуй, ничто так быстро не стареет, как различные технические устройства. Космические - не исключение. В самом деле: скульптуры Микеланджело,

Из книги автора

Горизонты открытого космоса Светлана Савицкая, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Двадцать один год назад, в марте 1965 года, произошло незабываемое событие: советский гражданин впервые вышел из космического корабля в открытое

Из книги автора

Мужество «Памиров» Константин Феоктистов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, доктор технических наук, профессор После завершения работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз Т-12» третьей основной экспедиции со 2 октября 1984 года

Из книги автора

Если ещё прилечу… Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Дневник полета «Только сегодня удалось написать несколько слов. В станции холодно, на иллюминаторах изморозь, как па окнах зимой в деревне. Иней на

Вам также будет интересно:

Пророчества и изречения о последних временах
Св. Ипполит Римский (†30.01.268г.) говорит: «Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля,...
В оптиной пустыни призывают к евхаристическому общению с латинянами
Проповедь экуменизма в монастыре Оптиной Пустыни Приехали к началу Божественной Литургии в...
Во что же сложить своё добро?
Меня очень позабавила, и я подумал, а чего это у нас нет тем о том, как построить\устроить...
Комментарий оптиной пустыни
Мы с вами являемся свидетелями всеобщей апостасии, охватившей Русскую Церковь. Во главе с...
Мир живет предчувствием конца света… Тому есть множество признаков, но не следует торопить...