Альтернатива фашизму опыт великобритании и франции презентация. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции — Гипермаркет знаний
Отдых и увлечения. Зачатие и беременность. Что подарить. Значение имени

Ваше высокопреподобие отец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

Рубрика старец паисий святогорец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Святитель николай чудотворец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Николай Мишустин и Леонид Перлов — о реальных зарплатах и нагрузках учителей

Смотреть что такое "наша эпоха" в других словарях

Митрополит Антоний (Мельников) Открытое письмо священнику Александру Меню Митрополит Антоний (в миру Анатолий Сергеевич Мельников)

(заявление в школу на отказ от карты учащегося)

олег васильевич щербанюк, православный эксперт

Русская духовная миссия в Иерусалиме объяснила зачем «вскрыли Гроб Господень

BonAqua и AquaMinerale — вода из под крана

Альтернатива фашизму опыт великобритании и франции презентация. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции — Гипермаркет знаний

В предкризисные годы не испытала такого промышленного подъема, как США. Хотя Лондон оставался крупнейшим международным финансовым центром и английские банки обслуживали валютные операции многих стран мира, объем промышленного производства Англии в 1929 г. оставался на уровне 1913 г. Значительная часть оборудования английских заводов эксплуатировалась со времени промышленного переворота и устарела. Сохранялось множество мелких предприятий , продукция которых была неконкуренто-способной даже на внутренних рынках Британской империи. Попытки правительства консерваторов (1924-1929), возглавленного С. Болдуином, отказавшегося от традиционного для так называемых «правых» партий невмешательства в экономическую жизнь, придать ей больший динамизм, оказались малоэффективными.

Усилия по сохранению льгот для английских товаров на рынке доминионов не дали результатов. В 1926 г. Англии пришлось признать право доминионов на самостоятельную внешнюю и экономическую, в том числе и таможенную, политику. Признание доминионами верности британской короне, их принадлежности к «Британскому содружеству наций» не обеспечивало гарантий защиты интересов английских товаропроизводителей.

Помощь ключевым отраслям промышленности за счет сокращения налогов, содействия модернизации дала ограниченный эффект. Так, угольная промышленность находилась в катастрофическом положении, углепромышленники не имели средств на выплату зарплаты, долги по ней погашались за счет дотаций государства. Однако усилия по ее модернизации привели к крупнейшей в истории Англии забастовке 1926 г. В ответ на заявление предпринимателей о невозможности продолжать выплату прежней зарплаты, предстоящем локауте, закрытии шахт и увольнении всех работающих тред-юнион (профсоюз) горняков объявил забастовку, поддержанную другими профсоюзными объединениями. Во всеобщей стачке в мае 1926 г. приняла участие почти шестая часть трудящихся Великобритании, однако правительство отказалось идти на уступки. Суд признал стачку незаконной, на случай массовых беспорядков на улицах Лондона появились танки. Лидеры большинства тред-юнионов предпочли уступить, через девять дней стачка была прекращена. Профсоюзы горняков отвергли помощь советских рабочих, принятие которой могло дать повод для разгрома профсоюза, как организации, поддерживаемой недружественной державой, и продержались до конца года, но затем вынуждены были уступить.

Правительство и предприниматели добились снижения зарплаты, но план модернизации экономики был сорван. После очередных выборов 1929 г. самой крупной парламентской фракцией оказалась лейбористская. Лидеру лейбористов Р. Макдональду король поручил формирование правительства, которому и пришлось встретить первый натиск кризиса.

Кризис в Великобритании и национальное правительство. Кризис дал знать о себе ростом безработицы, ее уровень возрос с 10% до 25% рабочей силы, возникновением бюджетного дефицита. В условиях, когда доходы от экспорта товаров упали наполовину, зарубежные вкладчики, в том числе и государства Содружества, срочно нуждающиеся в деньгах, начали отзывать из лондонских банков свои резервы. Спасение банковской системы стало приоритетом правительства. Не решившись пойти на непопулярные меры, сократить расходы на социальные нужды, кабинет лейбористов подал в отставку.

В этих условиях руководство основных политических партий страны - Консервативной, Лейбористской и Либеральной сочло, что положение слишком сложное, чтобы придавать значение межпартийным разногласиям. В августе 1931 т. было создано коалиционное национальное правительство из представителей трех партий, его возглавил Р. Макдональд, Большая часть Лейбористской партии под влиянием ее левого крыла осудила своего лидера. В итоге на досрочных выборах в парламент в октябре 1931 г. сторонники национального правительства выступили единым блоком против лейбористов, увлечение которых фразеологией о классовой борьбе обернулось сокрушительным поражением. Вместо 287 мест, которыми лейбористы располагали в парламенте, они получили лишь 52, почти на полтора десятилетия лишившись серьезного политического влияния.

Созданное национальное правительство, вновь возглавленное Макдональдом, опиралось на подавляющее большинство в парламенте, что обеспечило ему практически неограниченные полномочия, позволившие уже к 1934 г. полностью преодолеть последствия кризиса.

Прежде всего приняли меры, стабилизировавшие курс валюты , для чего Великобритания имела уникальные возможности. Отказ от золотого обеспечения национальной валюты (фунта стерлингов) и создание фонда регулирования валютного курса привели к фактической девальвации фунта на 20% . В условиях, когда многие страны, в том числе и не входившие в Содружество, держали свои денежные резервы в британской валюте в английских банках, это означало, что бремя кризиса частично перекладывается на них, сокращая банковские обязательства. Выплаты процентов по ценным государственным бумагам, держателями которых были имущие, были сокращены с 5% до 3,5%. В то же время ввели режим экономии на социальных расходах, что позволило в какой-то мере распределить тяготы антикризисных мер между всеми слоями населения.

Для поддержки английской промышленности и сокращения импорта вводились беспрецедентно высокие таможенные пошлины. Их понижение на отдельные виды продукции допускалось только в отношении тех стран, которые обязались приобретать аналогичные объемы британских товаров. Помимо субсидий промышленности, правительство приняло меры для увеличения производства продукции сельского хозяйства, составлявшей значительную статью импорта. «Закон о сбыте» обеспечил переход к централизованному определению объемов производства и цен на 2/3 производства продукции, особенно важной для населения (молоко, картофель, свинина и др.)

Принятые меры обеспечили относительно быстрый выход из кризиса. Его последствия облегчало уникальное положение Великобритании как финансового центра Содружества. Большую роль сыграла проявленная правящими кругами способность быстро разработать и осуществить комплекс мер, обеспечивших повышение влияния государства на состояние экономики.

Существенным фактором, позволившим сохранить политическую стабильность, была слабость крайней левой и правой оппозиции. В отличие от стран континентальной Европы, в Великобритании не произошло раскола социал-демократического (лейбористского) движения на сторонников демократического пути к социализму и коммунистов. «Левые» и «правые» сосуществовали в рамках одной, Лейбористской, партии, нейтрализуя влияние друг друга. Коммунистическая партия возникла отдельно от Лейбористской, была крайне малочисленна и на протяжении большей части новейшей истории Великобритании не имела представительства в парламенте. Возникшие в стране ультраправые фашистские группировки, заимствовавшие расовую теорию А. Гитлера, но применявшие ее к англосаксонской расе, не имели большого влияния. Кроме того, правительство приняло закон «О подстрекательстве к мятежу», предполагавший уголовное наказание за призывы к насилию, что также сдерживало активность экстремистов.

В 1935 г. необходимость в сохранении национального правительства отпала. В результате проведенных выборов, выигранных консерваторами, премьер-министром стал С. Болдуин, которо-го затем сменил также консерватор Н. Чемберлен.

Особенности кризиса во Франции.

Франция, как и Великобритания, в экономическом отношении меньше пострадала от кризиса 1929-1932 гг., чем Германия и США. Это было связано с тем, что ее экономика в 1920-е гг. подпитывалась репарациями Германии. Еще в 1920-е гг. был проведен комплекс мер, укрепивших национальную валюту - франк. Эти меры включили повышение подоходного налога, налога на наследство, экономию на расходах на государственное управление. При этом курс франка искусственно устанавливался на заниженном уровне, составившем 1/5 довоенного, что позволило сократить все прежние государственные долговые обязательства в национальной валюте. Это было выгодно для расчетов по внешнеторговым операциям.

Политическая жизнь характеризовалась существованием большого количества политических партий. Ни одна из них не могла рассчитывать на получение большинства мест в парламенте. Это определяло возможность формирования правительства лишь на основе коалиции нескольких партий. Однако из-за идейных разногласий, конфликтов между лидерами возникавшие коалиции оказывались непрочными, часто распадались, что приводило к частым переменам в составе правительств.

На так называемом правом крыле находились шесть политических партий. Они опирались на поддержку различных региональных групп финансового и промышленного капитала, католической церкви. Центр был представлен радикальной партией, сочетавшей отдельные социалистические и либеральные идеи, ее электорат состоял из мелких собственников города и деревни. Левое крыло представляли две партии: Коммунистическая (ранее она называлась Социалистической, но под влиянием своего левого крыла в 1920 г. была преобразована в Коммунистическую партию и вступила в Коминтерн) и Социалистическая, воссоздавшаяся на платформе социального реформизма.

За время кризиса, за период 1929-1932 гг., во Франции сменилось девять правительств, их поочередно возглавляли А. Тардье и П. Лаваль, представлявшие коалицию правых партий. Методы борьбы с кризисом строились на сочетании либеральных классических и кейнсианских мер, которые во Франции называли дирижизмом. Правительство предоставило субсидии крупнейшим банкам и железнодорожным компаниям. Металлургические, военные, химические предприятия получили налоговые льготы и государственные заказы. Последние были в значительной мере связаны со строительством укреплений на границе с Германией, названных линией Мажино по имени военного министра Франции в 1929-1932 гг.

Вследствие принятых мер кризис принял во Франции специфический характер. Значительный спад производства произошел в легкой промышленности, особенно выпускавшей традиционные для Франции предметы роскоши. В тяжелой, военной промышленности спад был незначительным. Безработица не превысила 10% общего числа занятых, кроме того, на ряде предприятий была введена неполная (сокращенная) рабочая неделя. Средняя покупательная способность населения упала примерно на 1/3, что вызвало кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Стремясь преодолеть его, правительство ввело повышенные таможенные пошлины на ввоз аграрной продукции, установило минимальную цену на пшеницу, запретило расширять посевные площади. Тем не менее, кризис в сельском хозяйстве продолжался до 1935 г.

Кризис оказался наиболее тяжелым для сельских хозяев, владельцев мелких и средних предприятий в сфере торговли, обслуживания. В 1930-1932 гг. число только мелких торговцев сократилось на 100 тыс. человек, ежегодно регистрировалось свыше 10 тыс. банкротств мелких кафетериев, магазинчиков. В связи с этим возникли слои населения, разочарованного в политике основных политических партий. Эти слои стали питательной почвой для подъема праворадикального, фашистского движения.

Угроза фашизма и Народный фронт во Франции.

Фашистское движение во Франции отличалось от германского национал-социализма и итальянского фашизма. Оно не было единым, не имело лидеров общенационального масштаба. В его состав входили военизированные организации ветеранов войны («Огненные кресты» полковника де ля Рока), группировки, выступающие за восстановление во Франции монархии («Аксион франсез»). Расизм и планы завоеваний французскому фашизму не были свойственны. Территориальные претензии Франции в первой мировой войне были удовлетворены, и идеи новых захватов не встречали интереса в обществе. Фашистская программа ограничивалась требованием установления режима твердой руки, решения социальных проблем общества, в частности связанных с положением мелких собственников.

Неопределенность политического положения содействовала активизации фашистского движения. Выборы в парламент 1932 г., как обычно, не дали перевеса ни одной из партий. Правительство, получившее название «Картель левых», было сформировано на базе союза радикалов и социалистов. Однако, не предприняв никаких мер для выполнения намеченной ими программы активизации социальной политики, правительство подало в отставку. Началось чередование у власти политических лидеров, ни один из которых не имел прочнрй поддержки в парламенте.

Поводом для фашистских выступлений в Париже в январе-феврале 1934 г. стал скандал, вызванный разоблачением коррупции в государственном аппарате. 6 февраля около 20 тыс. фашистов устроили демонстрацию в Париже, разогнанную полицией. У властей возникли опасения, что они намерены захватить парламент и установить диктатуру.

В условиях, когда опыт фашистских Германии и Италии уже показал, к каким последствиям для левой оппозиции приводит установление фашистской диктатуры, коммунисты и социалисты в 1934 г. пошли на создание единого фронта антифашистских сил, подписав пакт о единстве действий в борьбе с фашистской угрозой. Итогом пакта стала не только организация митингов и манифестаций в защиту демократии, но и принятие под давлением левых партий парламентом в 1935 г. закона, запретившего деятельность военизированных фашистских организаций. Накануне парламентских выборов 1936 г.была выдвинута единая программа Народного фронта, поддержанная коммунистами, социалистами и партией радикалов. В ней концентрировалось внимание на конкретных задачах Народного фронта, в первую очередь в сфере социальной политики.

На выборах 1936 г. партии Народного фронта одержали убедительную победу, получив 5421 тыс. голосов против 4233 тыс. у правых партий. Лидер социалистов, партии, имевшей наибольшее число мест в парламенте, Л. Блюм, возглавил правительство Народного фронта. Действуя в рамках принятой совместной программы, правительство ввело 40-часовую рабочую неделю, двухнедельные оплачиваемые отпуска, обязало предпринимателей заключать коллективные договора с профсоюзами, что обеспечило средний рост зарплаты на 15-17 %. Частично была национализирована военная промышленность, установлены гарантированные цены на аграрную продукцию, введены повышенные налоги на крупный капитал. В то же время для мелких предпринимателей предусматривались налоговые льготы.

В начале 1937 г. Народный фронт столкнулся с серьезными трудностями. Увеличение государственных расходов на социальные нужды вызвало дефицит бюджета, который правительство начало покрывать за счет займов. Государственный долг с 1936 по 1938 г. увеличился с 341 млрд. франков до 420 млрд., золотой запас сократился на 30%. Вынужденная девальвация франка не спасла положения, а лишь вызвала рост цен, что активизировало забастовочное движение.

Попытка правительства добиться предоставления ему чрезвычайных полномочий для преодоления им же вызванного кризиса была отвергнута верхней палатой парламента. Л. Блюм отказался от предложения коммунистов обратиться к поддержке масс и выйти за рамки конституционного строя и подал в отставку. Пост премьер-министра был передан К. Шотану, представляющему партию радикалов, который заявил о приостановлении выполнения программы Народного фронта.

Между участниками Народного фронта в условиях роста в Европе военной угрозы выявились серьезные разногласия по вопросам внутренней и внешней политики. В 1938 г. Народный фронт распался окончательно. Ставший премьер-министром Э. Даладье, также принадлежавший к партии радикалов, провозгласил создание правительства национальной обороны и при поддержке правых партий добился чрезвычайных полномочий для своего кабинета. Они были использованы для отмены преобразований, проведенных Народным фронтом, введения режима жесткой экономии для реализации программы перевооружения армии. Эти меры оказались достаточно эффективными, впервые за 1930-е гг. Франция достигла докризисного уровня производства.

Экономический провал политики Народного фронта был обусловлен тем, что левые партии, особенно коммунисты, рассматривали активизацию социальной политики как политическую, а не экономическую задачу. Они мыслили не категориями подъема национальной экономики, а исходили из классового принципа «пусть платят богатые».

В то же время опыт Народного фронта показал, что при условии взаимодействия левых политических сил, способных организовать массовые политические выступления трудящихся в защиту демократии, установление фашистской диктатуры, даже в ситуации политического кризиса и слабости правительства, не является фатально неизбежным.

Документы и материалы

Из пакта о единстве действий французской Коммунистической партии и французской Социалистической партии (СФИО), 27 июля 1934 г.:

«Перед лицом опасности, которую представляет фашизм для трудящегося населения, перед лицом покушений, организованных вооруженными бандами против пролетариата, Коммунистическая партия и Социалистическая партия признают необходимость вести с общего согласия решительные действия и следующим образом уточняют их форму и условия:

1. Социалистическая партия и Коммунистическая партия подписывают пакт о единстве действий, согласно которому они обязуются совместно организовывать и участвовать всеми своими средствами (организации, пресса, активисты, депутаты и т.п.) в общенациональной кампании, имеющей целью:

а) мобилизовать все трудящееся население против фашистских организаций с целью добиться их разоружения и роспуска;
б) защитить демократические свободы и потребовать пропорционального представительства и роспуска палаты;
в) выступать против военных приготовлений;
г) выступать против декретов-законов;
д) выступать против фашистского террора в Германии <...>

3. В ходе этих совместных действий обе партии будут взаимно воздерживаться от нападений и критики в отношении органов и активистов, лояльно участвующих в совместных действиях. Однако каждая партия вне совместных действий сохраняет свою полную независимость в организации своей пропагандистской деятельности, направленной на обеспечение роста своих собственных рядов, не допуская при этом никаких враждебных выступлений или оскорблений по отношению к другой партии». (Хрестоматия по новейшей истории. М.,1960. Т.1. С 373-374.)

Вопросы и задания

1. Найдите общие черты и различия в проявлениях кризиса 1929- 1932 гг. в Великобритании и Франции по сравнению с США и Германией. Чем вы можете объяснить эти отличия?
2. Как выходило из кризиса правительство Великобритании? В чем были особенности его преодоления в этой стране?
3. В чем состояла специфика экономического и политического развития: Франции и ее пути выхода из кризиса 1929-1932 гг.?
4. Какими основными факторами были обусловлены различия антикризисной политики в США, Англии и Франции?
5. Почему во Франции возникла угроза фашизма? Оцените значение создания и деятельности Народного фронта.
6. Как обосновывалась необходимость единства действий Социалистической и Коммунистической партий? Какие совместные действия предусматривал пакт? Определите по тексту документа, на каких условиях он заключался.
7. На основе текста учебника и документа проследите, какие цели этого соглашения удалось выполнить в политике Народного фронта. Почему в целом они не были выполнены? По каким причинам Народный фронт распался?

Вопросы 15.

1. Каковы были причины экономического кризиса 1929 г. и по­чему кризис приобрел мировой характер?

2. Какое влияние оказал экономический кризис на установле­ние фашистской диктатуры в Германии?
Мировой кризис 1929-1932 гг. затронул и такие капиталистические страны с развитыми демократическими традициями, как Великобрита­ния и Франция , однако степень его остроты и последствия были иными, чем в США и Германии.

1. Великобритания в 1920-е гг. [§12 п.1 Загладин]

Великобритания в предкризисные годы не испытала такого промышленного подъема, как США. Хотя Лондон оставался крупнейшим международным финансовым центром и анг­лийские банки обслуживали валютные операции многих стран мира, объем промышленного производства Англии в 1929 г. оставался на уровне 1913 г.

  • Значительная часть оборудования заводов эксплуатировалась со времени промышленного переворота и устарела.

  • Сохранялось множе­ство предприятий, продукция которых была неконкурентоснособной даже на внутренних рынках империи.

  • В 1926 г. Англия признала право доминионов на самостоятельную внешнюю и экономическую , в том числе таможенную политику. Домини­оны, оставшись членами «Британскою содружества наций», более не гарантировали зашиты интересов английских товаропроизводителей.

Доминион - бывшая колония Великобритании, получившая право самоуправления, но признающая главой государства монарха Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, представленного генерал-губернатором. Доминионами были:


  • Канада - с 1867 г.,

  • Австралия - с 1901 г.,

  • Новая Зеландия - с 1907 г.,

  • Южно-Африканский Союз - с 1910 г.,

  • Ирлан­дия - с 1921 г.

Помощь ключевым отраслям промышленности за счет сокращения налогов, содействия модернизации дала ограниченный эффект. Так, угольная промышленность находилась в катастрофическом положении, углепромышленники не имели средств на выплату зарплаты, долги по ней погашались за счет дотаций государства. Однако в ответ на заявле­ние предпринимателей о невозможности продолжать выплату прежней зарплаты, предстоящем локауте профсоюз горняков объявил забастов­ку, поддержанную другими профсоюзными объединениями. Она пере­росла во всеобщую стачку в мае 1926 г. В ней приняла участие почти шестая часть трудящихся Великобритании, однако правительство отка­залось идти на уступки. Суд признал стачку незаконной, на случай мас­совых беспорядков на улицах Лондона появились танки. Лидеры боль­шинства тред-юнионов предпочли уступить, через девять дней стачка была прекращена.
Локаут - увольнение всех работников того или иного предприятия. Используется при ликвидации производства как временная мера при его модернизации, а также как ответный шаг предпринимателя на выдвижение наемными работниками завышенных требований. Буду­чи крайней мерой, резко обостряющей трудовые отношения, локаут в современных условиях используется редко.
Правительство и предприниматели добились снижения зарплаты, но план модернизации экономики был сорван .

После очередных выборов 1929 г. самой крупной парламентской фракцией оказалась лейбористская. Лидеру лейбористов Р. Макдональду король поручил формиро­вание правительства, которому и пришлось встретить первый натиск кризиса.
Лейбористы - политическая партия, возникшая в Великобритании в 1906 г. на основе Комитета рабочего представительства, призванного обеспечить представительство интересов профсоюзов в парламенте. Лейбористская партия является крупнейшей и одной из самых массовых из социал-демократических партий. Ее особенность в том, что в состав Лейбористской партии на правах коллектив­ных членов входят профсоюзы.

2. Кризис в Великобритании и национальное правительство [§12 п.2 Загладин].

Кризис дал знать о себе:

  • ростом безработицы с 10% до 25% рабочей силы,

  • возникновением бюджетного дефицита ,

  • доходы от экспорта товаров упали наполовину,

  • зарубежные вкладчики , в том числе и государства Содружества, начали отзывать из лондонских банков свои средства.
Спа­сение банковской системы являлось основной задачей правительства.

Не решившись сократить расходы на социальные нужды, кабинет лей­бористов подал в отставку.

Руководство основных политических партий страны - Консерватив­ной, Лейбористской и Либеральной сочло, что положение слишком слож­ное, чтобы придавать значение межпартийным разногласиям. В августе 1931 г. было создано коалиционное национальное правительство из пред­ставителей трех партий, его возглавил Р. Макдональд. Однако боль­шая часть Лейбористской партии под влиянием ее левого крыла отказа­ла своему лидеру в поддержке. На досрочных выборах в парламент в октябре 1931 г. сторонники национального правительства выступили единым блоком. Лейбористы, увлеченные фразеологией о классовой борьбе, потерпели сокрушительное поражение. Вместо 287 мест, кото­рыми лейбористы располагали в парламенте, они получили лишь 52, почти на полтора десятилетия лишившись серьезного политического влияния.

Национальное правительство, вновь возглавленное Р. Макдональдом, опиралось на подавляющее большинство в парламенте. Это обеспечило ему широкие полномочия, позволившие в 1934 г. преодолеть послед­ствия кризиса.

Во-первых, были приняты меры по стабилизации курса валюты. От­каз от золотого обеспечения фунта стерлингов и создание фонда регу­лирования валютного курса позволили девальвировать фунт на 20%. Поскольку многие страны держали свои денежные резервы в англий­ских банках, бремя кризиса было частично переложено на них.

Во-вторых, выплаты процентов по ценным государственным бума­гам , принадлежащим зажиточным слоям населения, сокращались с 5% до 3,5%. Одновременно был введен режим экономии на социальных рас­ходах. Это позволило тяготы антикризисных мер распределить между всеми гражданами.

В-третьих, для поддержки национальной промышленности и со­кращения импорта вводились беспрецедентно высокие таможенные пошлины.

В-четвертых, помимо субсидий промышленности, правительство приняло меры для увеличения производства продукции сельского хо­зяйства , составлявшей значительную статью импорта. «Закон о сбыте» обеспечил переход к централизованному определению объемов произ­водства и цен на 2/3 производства продукции, особенно важной для населения (молоко, картофель, свинина и др.).

Выход из кризиса облегчило уникальное положение Великобритании как финансового центра Содружества.

Большую роль сыграла способ­ность правительства быстро осуществить комплекс мер для повыше­ния влияния государства на состояние экономики.

Сохранить политическую стабильность позволила слабость левой и правой оппозиции. Коммунистическая партия была малочисленна и не имела представительства в парламенте. Ультраправые фашистские груп­пировки, заимствовавшие расистскую идеологию А. Гитлера, но приме­нявшие ее к англосаксонской расе, не имели большого влияния. Кроме того, правительство приняло закон «О подстрекательстве к мятежу», предполагавший уголовное наказание за призывы к насилию. Это также сдерживало экстремистов.

В 1935 г. выборы выиграли консерваторы. Премьер-министром стал С. Болдуин, которого затем сменил также консерватор Н. Чемберлен.

3. Особенности кризиса во Франции [§12 п.3 Загладин].

Франция , как и Великобрита­ния, в экономическом отношении меньше пострадала от кризиса 1929-1932 гг., чем Германия и США.

  • В 1920-е гг. ее экономика подпитывалась репарациями Германии.

  • Тогда же был проведен комплекс мер по укреп­лению национальной валюты.
Политическая жизнь Франции характеризовалась существованием множества партий. Ни одна из них не могла рассчитывать на получение большинства в парламенте. Формирование правительства могло состо­яться лишь на основе коалиции нескольких партий. Однако из-за идей­ных разногласий, конфликтов между лидерами возникавшие коалиции оказывались непрочными. Отсюда частые перемены в составе прави­тельств.

На так называемом правом крыле находились шесть политических партий. Их поддерживали различные региональные группы финансо­вого и промышленного капитала, католическая церковь.

Центр пред­ставляла радикальная партия, сочетавшая социалистические и либе­ральные идеи. Ее поддерживали мелкие собственники города и деревни.

Левое крыло представляли две партии: Коммунистическая (ранее она на­зывалась Социалистической, но под влиянием своего левого крыла в 1920 г. была преобразована в Коммунистическую партию и вступила в Коминтерн) и Социалистическая, воссоздавшаяся на платформе соци­ального реформизма.

Методы борьбы с кризисом строились на вмешательстве государства в экономику, которое во Франции называли дирижизмом.


  • Правитель­ство предоставило субсидии крупнейшим банкам и железнодорожным компаниям.

  • Металлургические, военные, химические предприятия по­лучили налоговые льготы и государственные заказы. Последние были в значительной мере связаны со строительством укреплений на границе с Германией, названных линией Мажино по имени военного министра Франции.
Вследствие принятых мер кризис принял во Франции специфиче­ский характер.

  • Значительный спад производства произошел в легкой промышленности , особенно в отраслях, выпускавших традиционные для Франции предметы роскоши.

  • В тяжелой , военной промышленности спад был незначительным .

  • Безработица не превысила 10% общего числа заня­тых. Кроме того, на ряде предприятий была введена неполная рабочая неделя.

  • Средняя покупательная способность населения упала примерно на 1/3 , что вызвало кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Стремясь преодолеть его, правительство ввело повышенные таможен­ные пошлины на ввоз аграрной продукции, установило минимальную цену на пшеницу, запретило расширять посевные площади. Тем не менее, кризис в сельском хозяйстве продолжался до 1935 г.

  • Кризис оказался наиболее тяжелым для сельских хозяев, владельцев мелких и средних предприятий в сфере торговли и обслуживания. В 1930-1932 гг. число только мелких торговцев сократилось на 100 тыс. человек. Ежегодно регистрировалось свыше 10 тыс. банкротств мелких кафете­риев, магазинчиков.
Возникли слои населения, разочарованные в по­литике основных политических партий. Эти слои стали питательной почвой для подъема праворадикального, фашистского движения.

4. Угроза фашизма и Народный фронт во Франции [§12 п.4 Загладин].

Фашистское дви­жение во Франции отличалось от германского национал-социализма и итальянского фашизма.

  • Оно не было единым , не имело лидеров общенационального масшта­ба.

  • В его состав входили военизированные организации ветеранов вой­ны («Огненные кресты»), группировки, выступающие за восстановле­ние во Франции монархии («Аксион франсез»).

  • Расизм и планы завоеваний французскому фашизму не были свойственны. Территори­альные претензии Франции в первой мировой войне были удовлетво­рены. Идеи новых захватов не встречали интереса в обществе. Фашист­ская программа требовала установления режима твердой руки, решения социальных проблем общества.
Выборы в парламент 1932 г. не дали перевеса ни одной из партий. Началось чередование у власти политических лидеров, которые не име­ли прочной поддержки в парламенте.

Поводом для фашистских выступлений в Париже в январе-феврале 1934 г. стал скандал, вызванный разоблачением коррупции в государ­ственном аппарате. 6 февраля около 20 тыс. фашистов устроили демон­страцию в Париж е, разогнанную полицией. У властей возникли опасе­ния, что они намерены захватить парламент и установить диктатуру.

Коммунисты и социалисты в 1934 г. пошли на создание единого фрон­та антифашистских сил , подписав пакт о единстве действий в борьбе с фашистской угрозой. Итогом пакта стала не только организация митин­гов и манифестаций в защиту демократии, но и принятие под давлени­ем левых партий в 1935 г. закона, запретившего деятельность военизи­рованных фашистских организаций. Накануне парламентских выборов 1936 г. была выдвинута единая программа Народного фронта , поддер­жанная коммунистами, социалистами и партией радикалов. В ней кон­центрировалось внимание на решении конкретных социальных задач.

На выборах 1936 г. партии Народного фронта одержали убедитель­ную победу, получив 5421 тыс. голосов против 4233 тыс. у правых партий.
Фотография 8. Антифашистская демонстрация в Париже
Лидер социалистов, партии, имевшей наибольшее число мест в парла­менте, Л. Блюм, возглавил правительство Народного фронта. Действуя в рамках принятой совместной программы, правительство:


  • ввело 40-ча­совую рабочую неделю,

  • ввело двухнедельные оплачиваемые отпуска,

  • обязало предпринимателей заключать коллективные договора с профсоюзами, что обеспечило средний рост зарплаты на 15-17%.

  • была нацио­нализирована военная промышленность,

  • были установлены гарантированные цены на аграрную продукцию,

  • введены повышенные налоги на крупный капитал,

  • в то же время для мелких предпринимателей предусматрива­лись налоговые льготы.
В начале 1937 г. Народный фронт столкнулся с серьезными трудно­стями.

  • Увеличение государственных расходов на социальные нужды вызвало дефицит бюджета.

  • Правительство начало покрывать его за счет займов. Государственный долг с 1936 по 1938 г. увеличился с 341 млрд. франков до 420 млрд., золотой запас сократился на 30%.

  • Девальвация франка не спасла положения, а лишь вызвала рост цен , что активизиро­вало забастовочное движение.
Попытку правительства добиться предоставления ему чрезвычайных полномочий для преодоления им же вызванного кризиса отвергла верхняя палата парламента. Л. Блюм отказался от предложения ком­мунистов обратиться к массам за поддержкой и выйти, таким образом, за рамки конституционного строя и подал в отставку.

В 1938 г. Народный фронт распался окончательно. Ставший премьер-министром радикал Э. Даладье провозгласил создание правительства национальной обороны и добился чрезвычайных полномочий:


  • были отменены преобразования, проведенные Народным фронтом,

  • был введен режим жесткой экономии для реализации программы перевооруже­ния армии.
Меры оказались достаточно эффективными . Впервые за 1930-е гг. Франция достигла докризисного уровня производства.

Экономический провал политики Народного фронта был обуслов­лен тем, что левые партии, особенно коммунисты, рассматривали акти­визацию социальной политики как политическую, а не экономическую задачу. Они мыслили не категориями подъема национальной экономи­ки, а исходили из классового принципа «пусть платят богатые».

Опыт Народного фронта показал, что взаимодействие левых сил, способных организовать массовые выступления трудящихся в защиту демократии, может предотвратить установление фашистской дикта­туры. Оно даже в ситуации политического кризиса и слабости прави­тельства не является фатально неизбежным.

Вопросы и задания


  1. Найдите общие черты и различия в проявлениях кризиса 1929-1932 гг. в Великобритании и Франции по сравнению с США и Германией. Чем вы можете объяснить эти отличия?

  2. Как выходило из кризиса правительство Великобритании? В чем были особенности его преодоления в этой стране?

  3. В чем состояла специфика экономического и политического развития Франции и ее пути выхода из кризиса 1929-1932 гг.?

  4. Какими основными факторами были обусловлены различия антикризисной политики в США, Англии и Франции?

  5. Почему во Франции возникла угроза фашизма? Оцените зна­чение создания и деятельности Народного фронта.

  6. На основе текста учебника и документа проследите, какие цели пакта о единстве действий удалось выполнить в полити­ке Народного фронта. Почему в целом они не были выполне­ны? По каким причинам Народный фронт распался?

Документальны» материалы

Из пакта о единстве действий Коммунистической и Социалистической партий (27 июля 1934 г.):

Перед лицом опасности, которую представляет фашизм для трудящегося населения, перед лицом покушений, организо­ванных вооруженными бандами против пролетариата, Ком­мунистическая партия и Социалистическая партия признают необходимость вести с общего согласия решительные дей­ствия <...>

Они обязуются совместно организовывать и участвовать все­ми своими средствами <...> в общенациональной кампании, имеющей целью:

а) мобилизовать все трудящееся население против фашист­ских организаций, добиваясь их разоружения и роспуска;

б) защитить демократические свободы и потребовать пропор­ционального представительства и роспуска палаты;

в) выступить против военных приготовлений <...>;

г) выступить против фашистского террора в Германии <...>

В ходе совместных действий обе партии будут воздерживать­ся от нападений и критики в отношении органов и активистов, лояльно участвующих в совместных действиях. Однако каждая партия вне совместных действий сохраняет свою полную независимость в организации своей пропаган­дистской деятельности, направленной на обеспечение роста своих рядов, не допуская при этом враждебных выступлений по отношению к другой партии.
Вопросы 16. Как обосновывалась необходимость единства действий Социалис­тической и Коммунистической партий? Какие совместные действия пре­дусматривал пакт? Определите по тексту документа, на каких условиях он заключался.

Тест для 9 класса. Составлен по учебнику Н.В.Загладина "Всеобщая история зарубежных стран. XXвек". Можно использовать для проверки усвоения материала учащимися. Тест имеет задания на выбор верных утверждений, соотнесение дат и событий, событий и стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест для 9 класса

по теме «Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции».

I. Выберите верные утверждения. Что позволило преодолеть последствия кризиса в Англии:

1.Создание национального коалиционного правительства

2. Снижение зарплаты и последующий локаут

3. Признание Англией права доминионов на самостоятельную внешнюю экономическую политику

4. Меры по обеспечению устойчивости национальной валюты

5.Установление фиксированных цен на продукты питания.

II. Соотнесите события и страны.

1.Закон «О подстрекательстве к мятежу»

2. Дирижизм (вмешательство государства в экономику)

3.Частые перемены в правительстве

4. Создание национального коалиционного правительства

5. Создание Народного фронта

6.Забастовка под руководством тред-юнионов

III.Соотнесите даты и события:

1. Гражданская война в Испании

А. 1931г.

2. Наций Подписание Мюнхенского соглашения

Б. 1933г.

3. Вторжение Японии в Китай

В. 1936-1939г.

4. Заключение Пакта о ненападении между СССР и Германией

Г.1938г.

5. Выход Германии из Лиги

6. Присоединение Австрии к Германии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Россия и Франция в 1800-1825 годах (обобщение)"

Урок дан в рамках цивилизационной концепции и формирует понятие о качественном свобобразии русской и западноевропейской цивилизаций на материале России и Франции в 1800-1825 годах. Повторяет и обобщае...

Исследовательская работа, выполненная учеником 10 класса, Бабкиным Егором, содержит анализ одного из периодов жизни и творчества И.С.Тургенева. Изучив ряд литературных источников, автор работы п...

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции 1. 2. 3. 4. План урока Великобритания в 20 -е годы Кризис в Великобритании и национальное правительство Особенности кризиса во Франции Угроза фашизма и Народный фронт

Кризис 1929- 1932 гг. Кризис 1929- 1932 гг. затронул и такие страны с развитыми демократическими традициями, как Великобритания и Франция, однако степень его остроты и последствия были иными, чем в США и Германии.

Великобритания в 1920 -е гг. В Великобритании не произошло такого промышленного подъема, как в США. Лондон: 1) Крупнейший международный финансовый центр (английские банки обслуживали валютные операции многих стран мира) 2) Даже в 1929 г объем промышленного производства Англии. остался на уровне 1913 г. 3) Оборудование английских заводов эксплуатировалось со времени промышленного переворота и устарела. 4) Сохранение множества мелких предприятий, продукция которых была неконкурентоспособной даже в самой Британской империи. 5) Попытки правительства консерваторов (1924- 1929) – во главе с С. Болдуином отказаться от невмешательства в экономическую жизнь, придать ей больший динамизм, оказались малоэффективными. .

Британия и ее доминионы 6) Попытки сохранить льготы для английских товаров на рынке доминионов не дали результатов. Поэтому в 1926 году Англии пришлось признать право доминионов на самостоятельную внешнюю и экономическую, в том числе и таможенную, политику. Признание доминионами верности британской короне, их принадлежности к «Британскому содружеству наций» не обеспечивало гарантий защиты интересов английских товаропроизводителей

Правительство Болдуина приводит страну к стачке горняков 7) Сокращение налогов для того, чтобы помочь важнейшим отраслям промышленности 8) Содействие модернизации – также малоэффективная мера. Пример из истории: Угольная промышленность находилась в катастрофическом положении: 1) углепромышленники не имели средств на выплату зарплаты 2) долги погашались за счет дотаций государства. 3) усилия по ее модернизации привели к крупнейшей в истории Англии забастовке 1926 г. В ответ на заявление предпринимателей о невозможности продолжать выплату прежней зарплаты, предстоящем локауте, закрытии шахт и увольнении всех работающих тред-юнион (профсоюз) горняков объявил забастовку, поддержанную другими профсоюзными объединениями. Во всеобщей стачке в мае 1926 г. приняла участие почти шестая часть трудящихся Великобритании, однако правительство отказалось идти на уступки. Суд признал стачку незаконной, на случай массовых беспорядков на улицах Лондона появились танки.

Стэнли Болдуин (1867 -1947). Биография С. Болдуин (1867 -1947), британский государственный деятель. Родился в 1867 в Бьюдли (графство Вустер), в семье крупного промышленника. Учился в Харроу (1881 -1885) и Тринити-колледже Кембриджского университета (1885 -1888). В 1908 Болдуина избрали на место его отца от партии консерваторов В 1916 Болдуин стал парламентским секретарем Б. Лоу, затем финансовым секретарем казначейства и вошел в кабинет министров послевоенного коалиционного правительства Ллойд Джорджа как министр торговли. В октябре 1922 - спикер от Консервативной партии, он вышел из коалиции и вступил в предвыборную борьбу. После отставки Ллойд Джорджа, Лоу стал премьер-министром, а Болдуин - министром финансов. В 1923 как министр финансов он подписал соглашение об уплате долгов США по военным кредитам, которое вызвало волну критики в Англии. Первое премьерство Болдуина (он занял этот пост в мае 1923 в связи с болезнью Лоу) продолжалось всего несколько месяцев. На всеобщих выборах Болдуин проиграл лейбористам во главе с Р. Макдональдом. В 1924 – 1929 второе премьерство Болдуина В 1926 в Англии была проведена первая всеобщая забастовка. В 1927 был принят закон «О промышленных конфликтах и тред-юнионах» - запрещение всеобщей стачки (участие в стачке квалифицировалось как уголовное преступление). Второе лейбористское правительство, сменившее консерваторов, вынуждено было действовать в условиях экономического кризиса 1929. В 1931 было сформировано коалиционное правительство во главе с Макдональдом. Болдуин возглавлял самую крупную правительственную фракцию - Консервативной партии, занимал пост лорда-председателя Совета, заместителя премьера. В третий раз он стал премьер-министром в 1935, после отставки Макдональда. .

Запишем новые термины! Локаут – это… Стачка - это Локаут – это увольнение всех работников предприятия. К нему прибегают при ликвидации производства или временно, при его модернизации, а также в ответ на выдвижение рабочими неприемлемых для предпринимателя требований. Будучи крайней мерой, резко обостряющей трудовые отношения, локаут в современных условиях используется крайне редко. Стачка – это забастовка, принимающая национальный характер

Итоги политики правительства Болдуина: 1. Добились снижения зарплаты 2. План модернизации экономики был сорван. 3. Внешняя политика также оказалась неудачной: тактика выжидания, оказалась абсолютно неприемлемой в напряженной обстановке конца 1930 -х годов. Болдуин не прислушивался к предупреждениям У. Черчилля и других политиков, которые указывали на опасность, исходящую со стороны гитлеровской Германии. В 1937 Болдуин отошел от политики, прежде завершив дело по отречению короля Эдуарда VIII. Когда началась Вторая мировая война, Болдуина обвинили в том, что он допустил ослабление обороноспособности страны. Умер Болдуин в Эстли-Холле (Стоурпорт-он-Северн) 14 декабря 1947

Кризис в банковской системе Великобритании Кризис: - рост безработицы, ее уровень возрос с 10% до 25% рабочей силы - возникновение бюджетного дефицита. Доходы от экспорта товаров упали наполовину, зарубежные вкладчики, в том числе и государства Содружества, срочно нуждающиеся в деньгах, начали отзывать из лондонских банков свои резервы. Спасение банковской системы стало приоритетом правительства. Не решившись пойти на непопулярные меры, сократить расходы на социальные нужды, кабинет лейбористов подал в отставку.

Как преодолеть кризис? В августе 1931 г. - создание коалиционного национального правительства из представителей трех партий во главе с Рамсеем Мак Дональдом Созданное правительство опиралось на подавляющее большинство в парламенте. Оно получило практически неограниченные полномочия, и к 1934 г. последствия кризиса были полностью преодолены: 1. Стабилизация национальной валюты. Отказ от золотого обеспечения национальной валюты (фунта стерлингов) и создание фонда регулирования валютного курса привели к фактической девальвации фунта на 20%. 2. В условиях, когда многие страны, в том числе и не входившие в Содружество, держали свои денежные резервы в британской валюте в английских банках, это означало, что бремя кризиса частично перекладывается на них, сокращая банковские обязательства. 3. Выплаты процентов по ценным государственным бумагам, держателями которых были имущие, были сокращены с 5% до 3, 5%. 4. Введение режима экономии на социальных расходах - распределение тягот антикризисных мер между всеми слоями населения 5. Введение высоких таможенных пошлин. Их понижали только на отдельные виды продукции для тех стран, которые обязались приобретать аналогичные объемы британских товаров.

Преодоление кризиса. Первые итоги. 6. Субсидии промышленности 7. Меры для увеличения производства продукции сельского хозяйства, составлявшей значительную статью импорта. «Закон о сбыте» обеспечил переход к централизованному определению объемов производства и цен на 2/3 производства продукции, особенно важной для населения (молоко, картофель, свинина и др.) Принятые меры обеспечили относительно быстрый выход из кризиса. Его последствия облегчало уникальное положение Великобритании как финансового центра Содружества. Большую роль сыграла проявленная правящими кругами способность быстро разработать и осуществить комплекс мер, обеспечивших повышение влияния государства на состояние экономики.

Политическая ситуация в Великобритании Существенным фактором, позволившим сохранить политическую стабильность, была слабость крайней левой и правой оппозиции. В отличие от стран континентальной Европы, в Великобритании не произошло раскола социал-демократического (лейбористского) движения на сторонников демократического пути к социализму и коммунистов. «Левые» и «правые» сосуществовали в рамках одной, Лейбористской, партии, нейтрализуя влияние друга. Коммунистическая партия возникла отдельно от Лейбористской, была крайне малочисленна и на протяжении большей части новейшей истории Великобритании не имела представительства в парламенте. Возникшие в стране ультраправые фашистские группировки, заимствовавшие расовую теорию А. Гитлера, но применявшие ее к англосаксонской расе, не имели большого влияния. Кроме того, правительство приняло закон «О подстрекательстве к мятежу» , предполагавший уголовное наказание за призывы к насилию, что также сдерживало активность экстремистов. В 1935 г. необходимость в сохранении национального правительства отпала. В результате проведенных выборов, выигранных консерваторами, премьерминистром стал С. Болдуин, которого затем сменил также консерватор Н. Чемберлен.

Особенности кризиса во Франции В 1920 -е годы страна получала из Германии репарации. 1920 -е гг. комплекс мер по укреплению национальной валюты - франка. Повышение подоходного налога Повышение налога на наследство Экономия на расходах на государственное управление. Курс франка искусственно устанавливался на заниженном уровне (1/5 довоенного), это позволило сократить все прежние государственные долговые обязательства в национальной валюте, что было выгодно для расчетов по внешнеторговым операциям.

Политическая жизнь Франции 1. Существовало большое количество политических партий. 2. Ни одна из них не могла рассчитывать на получение большинства мест в парламенте. 3. Таким образом, сформировать правительства можно было лишь на основе коалиции нескольких партий. 4. Из-за идейных разногласий, конфликтов между лидерами возникавшие коалиции оказывались непрочными, часто распадались, что приводило к частым переменам в составе правительств. Правое крыло - шесть политических партий, опиравшихся на поддержку различных региональных групп финансового и промышленного капитала, католической церкви. Центр - радикальная партия (социалистические и либеральные идеи), ее электорат - мелкие собственники города и деревни. Левое крыло - две партии: Коммунистическая (ранее - Социалистическая, но под влиянием своего левого крыла в 1920 г. была преобразована в Коммунистическую партию и вступила в Коминтерн) и Социалистическая, воссоздавшаяся на платформе социального реформизма.

За время кризиса, за период 1929- 1932 гг. , во Франции сменилось девять правительств Их поочередно возглавляли А. Тардье и П. Лаваль, представлявшие коалицию правых партий. Методы борьбы с кризисом строились на сочетании либеральных классических и кейнсианских мер, которые во Франции называли дирижизмом. Правительство предоставило субсидии крупнейшим банкам и железнодорожным компаниям. Металлургические, военные, химические предприятия получили налоговые льготы и государственные заказы. Последние были в значительной мере связаны со строительством укреплений на границе с Германией, названных линией Мажино по имени военного министра Франции в 1929- 1932 гг.

Специфика кризиса во Франции 1. Значительный спад производства произошел в легкой промышленности, особенно выпускавшей традиционные для Франции предметы роскоши. 2. В тяжелой, военной промышленности спад был незначительным. Безработица не превысила 10% общего числа занятых, кроме того, на ряде предприятий была введена неполная (сокращенная) рабочая неделя. 3. Средняя покупательная способность населения упала примерно на 1/3, что вызвало: 4. Кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Стремясь преодолеть его, правительство ввело повышенные таможенные пошлины на ввоз аграрной продукции, установило минимальную цену на пшеницу, запретило расширять посевные площади. Тем не менее, кризис в сельском хозяйстве продолжался до 1935 г. Кризис оказался наиболее тяжелым для сельских хозяев, владельцев мелких и средних предприятий в сфере торговли, обслуживания. В 1930- 1932 гг. число только мелких торговцев сократилось на 100 тыс. человек, ежегодно регистрировалось свыше 10 тыс. банкротств мелких кафетериев, магазинчиков. В связи с этим возникли слои населения, разочарованного в политике основных политических партий. Эти слои стали питательной почвой для подъема праворадикального, фашистского движения.

Угроза фашизма и Народный фронт во Франции Фашистское движение во Франции отличалось от германского национал-социализма и итальянского фашизма: 1. Оно не было единым 2. Не имело лидеров общенационального масштаба 3. В его состав входили военизированные организации ветеранов войны («Огненные кресты» полковника де ля Рока), группировки, выступающие за восстановление во Франции монархии («Аксион франсез»). 4. Французскому фашизму не были свойственны расизм и планы завоеваний. 5. Территориальные претензии Франции в первой мировой войне были удовлетворены, и идеи новых захватов не встречали интереса в обществе. 6. Фашистская программа ограничивалась требованием установления режима твердой руки, решения социальных проблем общества, в частности связанных с положением мелких собственников. Что способствовало развитию фашизма? - Неопределенность политического положения - Выборы в парламент 1932 г. не дали перевеса ни одной из партий. Правительство, получившее название «Картель левых» , было сформировано на базе союза радикалов и социалистов, но быстро подало в отставку. Повод для фашистских выступлений в Париже в январе-феврале 1934 г. - скандал, вызванный разоблачением коррупции в государственном аппарате. 6 февраля около 20 тыс. фашистов устроили демонстрацию в Париже, разогнанную полицией. У властей возникли опасения, что они намерены захватить парламент и установить диктатуру.

Запрет фашистских партий во Франции 1934 Коммунисты и социалисты подписывают пакт о создании Единого Фронта антифашистских сил. Начинаются митинги и манифестации в защиту демократии 1935 г. Под давлением левых партий парламент принимает закон, запрещающий деятельность военизированных фашистских организаций. 1936 г. Накануне парламентских выборов выдвинута единая программа Народного фронта, поддержанная коммунистами, социалистами и партией радикалов. Определялись конкретные задачи Народного фронта, в первую очередь - в сфере социальной политики. 1936 г. Выборы. Партии Народного фронта одерживают убедительную победу (5421 тыс. голосов против 4233 тыс. у правых партий). Наибольшее количество мест получила Социалистическая партия, поэтому правительство возглавил ее лидер - Л. Блюм

Мероприятия правительства Л. Блюма 1. Введение 40 -часовой рабочей недели 2. Двухнедельные оплачиваемые отпуска 3. Предприниматели обязаны заключать коллективные договора с профсоюзами 4. Средний рост зарплаты на 15- 17 %. 5. Частичная национализация военной промышленности 6. Установление гарантированных цен на аграрную продукцию 7. Введение повышенных налогов на крупный капитал. 8. Налоговые льготы для мелких предпринимателей.

В начале 1937 г. Народный фронт столкнулся с серьезными трудностям 1. Увеличение государственных расходов на социальные нужды вызвало дефицит бюджета, который правительство начало покрывать за счет займов. 2. Государственный долг с 1936 по 1938 г. увеличился с 341 млрд. франков до 420 млрд. , золотой запас сократился на 30%. 3. Вынужденная девальвация франка не спасла положения, а лишь вызвала рост цен, что активизировало забастовочное движение. 4. Попытка правительства добиться предоставления ему чрезвычайных полномочий для преодоления им же вызванного кризиса была отвергнута верхней палатой парламента. Л. Блюм отказался от предложения коммунистов обратиться к поддержке масс и выйти за рамки конституционного строя и подал в отставку. Пост премьер-министра был передан К. Шотану, представляющему партию радикалов, который заявил о приостановлении выполнения программы Народного фронта.

Разногласия между участниками Народного фронта в условиях роста в Европе военной угрозы Выявились серьезные разногласия по вопросам внутренней и внешней политики. В 1938 г. Народный фронт распался окончательно. Ставший премьер-министром Э. Даладье (партия радикалов), провозгласил создание правительства национальной обороны и при поддержке правых партий добился чрезвычайных полномочий для своего кабинета. Они были использованы для отмены преобразований, проведенных Народным фронтом, введения режима жесткой экономии для реализации программы перевооружения армии. Эти меры оказались достаточно эффективными, впервые за 1930 -е гг. Франция достигла докризисного уровня производства.

Почему Народный фронт потерпел поражение? Экономический провал политики Народного фронта был обусловлен тем, что левые партии, особенно коммунисты, рассматривали активизацию социальной политики как политическую, а не экономическую задачу. Они мыслили не категориями подъема национальной экономики, а исходили из классового принципа «пусть платят богатые» . В то же время опыт Народного фронта показал, что при условии взаимодействия левых политических сил, способных организовать массовые политические выступления трудящихся в защиту демократии, установление фашистской диктатуры, даже в ситуации политического кризиса и слабости правительства, не является фатально неизбежным.

Проверим себя? 1. Найдите общие черты и различия в проявлениях кризиса 1929- 1932 гг. в Великобритании и Франции по сравнению с США и Германией. Чем вы можете объяснить эти отличия? 2. Как выходило из кризиса правительство Великобритании? В чем были особенности его преодоления в этой стране? 3. В чем состояла специфика экономического и политического развития: Франции и ее пути выхода из кризиса 1929- 1932 гг. ? 4. Какими основными факторами были обусловлены различия антикризисной политики в США, Англии и Франции? 5. Почему во Франции возникла угроза фашизма? Оцените значение создания и деятельности Народного фронта. 6. Как обосновывалась необходимость единства действий Социалистической и Коммунистической партий? Какие совместные действия предусматривал пакт? Определите по тексту документа, на каких условиях он заключался. 7. На основе текста учебника и документа проследите, какие цели этого соглашения удалось выполнить в политике Народного фронта. Почему в целом они не были выполнены? По каким причинам Народный фронт распался?





Великобритания в 1920-е гг.

  • Великобритания в предкризисные годы не испытала такого промышленного подъема, как США.
  • объем промышленного производства в 1929 г. оставался на уровне 1913 г.
  • значительная часть оборудования английских заводов эксплуатировалась со времени промышленного переворота и устарела
  • сохранялось множество мелких предприятий, продукция которых была неконкурентоспособной
  • в 1926 г. Англии пришлось признать право доминионов на самостоятельную внешнюю и экономическую политику, что привело в потерям рынков сбыта



Кризис в Великобритании и национальное правительство

  • Рост безработицы
  • Сокращение банковских резервов
  • Руководство Консервативной, Лейбористской и Либеральной сочло, что положение слишком сложное, чтобы придавать значение межпартийным разногласиям. В августе 1931 г . было создано коалиционное национальное правительство из представителей трех партий, его возглавил Р. Макдональд

Р. Макдональд



  • Сокращены выплаты процентов по ценным бумагам
  • Уменьшены расходы на социальные нужды
  • Денежные субсидии национальной промышленности
  • Высокие таможенные пошлины, для защиты отечественных предпринимателей
  • Поддержка с/х производителя

Борьба с кризисом

  • Стабилизация курса валюты
  • Высокие таможенные пошлины
  • Регулирование объемов и цен на сельхоз продукцию
  • В 1935 г. необходимость в сохранении национального правительства отпала. В результате проведенных выборов, выигранных консерваторами

Характер борьбы с кризисом – общенациональный. Все общество сплотилось против кризиса.

К 1934 г. Последствия кризиса были преодолены




Особенности кризиса во Франции

  • Франция, как и Великобритания, в экономическом отношении меньше пострадала от кризиса 1929-1932 гг., чем Германия и США. Это было связано с тем, что ее экономика в 1920-е гг. подпитывалась репарациями Германии.

  • Политическая жизнь Франции характеризовалась существованием большого количества политических партий. Ни одна из них не могла рассчитывать на получение большинства мест в парламенте. Это определяло возможность формирования правительства лишь на основе коалиции нескольких партий. Однако из-за идейных разногласий, конфликтов между лидерами возникавшие коалиции оказывались непрочными, часто распадались, что приводило к частым переменам в составе правительств.
  • За время кризиса, за период 1929-1932 гг., во Франции сменилось девять правительств
  • Правительство предоставило субсидии крупнейшим банкам и железнодорожным компаниям. Металлургические, военные, химические предприятия получили налоговые льготы и государственные заказы. Последние были в значительной мере связаны со строительством укреплений на границе с Германией, названных линией Мажино по имени военного министра Франции в 1929-1932 гг.

  • Субсидии крупнейшим банкам и ж/д компаниям
  • Налоговые льготы предприятиям тяжелой и военной промышленности
  • Укрепление границ с Германией – линия Мажино
  • Спад производства в легкой промышленности
  • Повышены таможенные пошлины на ввод аграрной продукции
  • Вследствие принятых мер кризис принял во Франции специфический характер. Значительный спад производства произошел в легкой промышленности, особенно выпускавшей традиционные для Франции предметы роскоши. В тяжелой, военной промышленности спад был незначительным. Безработица не превысила 10% общего числа занятых, кроме того, на ряде предприятий была введена неполная (сокращенная) рабочая неделя. Средняя покупательная способность населения упала примерно на 1/3, что вызвало кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Стремясь преодолеть его, правительство ввело повышенные таможенные пошлины на ввоз аграрной продукции, установило минимальную цену на пшеницу, запретило расширять посевные площади. Тем не менее, кризис в сельском хозяйстве продолжался до 1935 г.
  • Кризис оказался наиболее тяжелым для сельских хозяев, владельцев мелких и средних предприятий в сфере торговли, обслуживания. В 1930-1932 гг. число только мелких торговцев сократилось на 100 тыс. человек, ежегодно регистрировалось свыше 10 тыс. банкротств мелких кафетериев, магазинчиков. В связи с этим возникли слои населения, разочарованного в политике основных политических партий. Эти слои стали питательной почвой для подъема праворадикального, фашистского движения.


Неустойчивость политического положения Франции вызвало рост фашистских настроений в обществе.

Основные требования – навести порядок в стране.



Угроза фашизма и Народный фронт во Франции

  • Поводом для фашистских выступлений в Париже в январе-феврале 1934 г. стал скандал, вызванный разоблачением коррупции в государственном аппарате. 6 февраля около 20 тыс. фашистов устроили демонстрацию в Париже, разогнанную полицией. У властей возникли опасения, что они намерены захватить парламент и установить диктатуру.
  • В условиях, когда опыт фашистских Германии и Италии уже показал, к каким последствиям для левой оппозиции приводит установление фашистской диктатуры, коммунисты и социалисты в 1934 г. пошли на создание единого фронта антифашистских сил

  • 1934 г. – создание Фронта антифашистских из коммунистов и социалистов
  • 1935 г. – закон о запрете деятельности фашистских организаций

  • Итогом пакта стала не только организация митингов и манифестаций в защиту демократии, но и принятие под давлением левых партий парламентом в 1935 г. закона, запретившего деятельность военизированных фашистских организаций. Накануне парламентских выборов 1936 г.была выдвинута единая программа Народного фронта , поддержанная коммунистами, социалистами и партией радикалов. В ней концентрировалось внимание на конкретных задачах Народного фронта, в первую очередь в сфере социальной политики.
  • На выборах 1936 г. партии Народного фронта одержали убедительную победу, получив 5421 тыс. голосов против 4233 тыс. у правых партий.

  • 1936 г. – на выборах победу одержал Народный фронт (коалиция коммунистов, социалистов и радикалов).

Глава правительства Леон Блюм.

  • Основное направление – решение проблем в социальной сфере, поддержка рабочих



Деятельность Народного фронта

  • Правительство ввело 40-часовую рабочую неделю, двухнедельные оплачиваемые отпуска, обязало предпринимателей заключать коллективные договора с профсоюзами, что обеспечило средний рост зарплаты на 15-17 %. Частично была национализирована военная промышленность, установлены гарантированные цены на аграрную продукцию, введены повышенные налоги на крупный капитал. В то же время для мелких предпринимателей предусматривались налоговые льготы.
  • Но! В 1937 г. правительство столкнулось с дефицитом бюджета, для покрытия которого были взяты международные займы. Государственный долг с 1936 по 1938 г. увеличился с 341 млрд. франков до 420 млрд., золотой запас сократился на 30%
  • Программа Народного фронта была приостановлена и 1938 г. Народный фронт распался окончательно.

1938 г. – Народный фронт распался.

На выборах победу одержали радикалы во главе с Э. Даладье.

Отменены преобразования, принятые Народным фронтом, введена экономия на социальных расходах.


  • В 1938 г. премьер-министр Э. Даладье, принадлежавший к партии радикалов, провозгласил создание правительства национальной обороны и при поддержке правых партий добился чрезвычайных полномочий для своего кабинета. Они были использованы для отмены преобразований, проведенных Народным фронтом, введения режима жесткой экономии для реализации программы перевооружения армии. Эти меры оказались достаточно эффективными, впервые за 1930-е гг. Франция достигла докризисного уровня производства.

Эдуард Даладье (1884 – 1970)


  • Экономический провал политики Народного фронта был обусловлен тем, что левые партии, особенно коммунисты, рассматривали активизацию социальной политики как политическую, а не экономическую задачу. Они мыслили не категориями подъема национальной экономики, а исходили из классового принципа «пусть платят богатые».
  • В то же время опыт Народного фронта показал, что при условии взаимодействия левых политических сил, способных организовать массовые политические выступления трудящихся в защиту демократии, установление фашистской диктатуры, даже в ситуации политического кризиса и слабости правительства, не является фатально неизбежным.

Вам также будет интересно:

Пророчества и изречения о последних временах
Св. Ипполит Римский (†30.01.268г.) говорит: «Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля,...
В оптиной пустыни призывают к евхаристическому общению с латинянами
Проповедь экуменизма в монастыре Оптиной Пустыни Приехали к началу Божественной Литургии в...
Во что же сложить своё добро?
Меня очень позабавила, и я подумал, а чего это у нас нет тем о том, как построить\устроить...
Комментарий оптиной пустыни
Мы с вами являемся свидетелями всеобщей апостасии, охватившей Русскую Церковь. Во главе с...
Мир живет предчувствием конца света… Тому есть множество признаков, но не следует торопить...