Классный час (3 класс) на тему: Толерантность. Притча «Мудрецы и слон». Притча «Ад и Рай»
Отдых и увлечения. Зачатие и беременность. Что подарить. Значение имени

Ваше высокопреподобие отец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

Рубрика старец паисий святогорец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Святитель николай чудотворец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Николай Мишустин и Леонид Перлов — о реальных зарплатах и нагрузках учителей

Смотреть что такое "наша эпоха" в других словарях

Митрополит Антоний (Мельников) Открытое письмо священнику Александру Меню Митрополит Антоний (в миру Анатолий Сергеевич Мельников)

(заявление в школу на отказ от карты учащегося)

олег васильевич щербанюк, православный эксперт

Русская духовная миссия в Иерусалиме объяснила зачем «вскрыли Гроб Господень

BonAqua и AquaMinerale — вода из под крана

Классный час (3 класс) на тему: Толерантность. Притча «Мудрецы и слон». Притча «Ад и Рай»

Новопавловская ОШ І-ІІІ ступеней

Классный час

«Планета толерантности».



Составила и провела

классный руководитель 7 класса

Фотлер Н.И.

с. Новопавловка

2014 год

Цель:

Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи:

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

План классного часа.

        1. Приветствие.

          Притча «Ладная семья».

          Что такое толерантность?

          История происхождения понятия толерантность.

          Стихи о толерантности.

          Игра «Поднимите руку, у кого...».

          Плакат. (Объяснение значение толерантности).

          Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

          Анкетирование «Насколько вы терпимы?»

          Игра «Волшебное лукошко»

          Сказка о любви.

          Рефлексия в конце занятия:

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

(Песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»).

1. Приветствие

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд № 3)

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

3. Что такое толерантность?

У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, зву­чит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для суще ствования и развития человеческого общества.

(слайд № 4)

Тема нашего классного часа « Планета толерантности ». (слайд № 5)

Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.

4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 6,7).

И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

Ученик:

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 8).

Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

(слайд № 9).

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

Ученик:

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? 3

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

(слайд № 10) На доске изображение.


6. Стихи о толерантности

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет! 4

7. Игра «Поднимите руку, у кого...». (слайд № 11)

- Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого ...»

русый цвет волос;

родился зимой;

в имени есть буква А;

Карие глаза;

любит мороженое;

Чья фамилия заканчивается на –ов;

Читал «Приключения Буратино»;

Кто учится в школе.

(слайд № 12)

«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

8. Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

Работа учащихся по группам
а) Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

^ Толерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость, любознательность

снисходительность

доверие,

гуманизм

^ Интолерантная личность

непонимание

игнорирование

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
б) Составить правила толерантного общения.
Например:


    Уважай собеседника.


    Старайся понять то, о чем говорят другие.


    Отстаивай свое мнение тактично.


    Ищи лучшие аргументы.


    Будь справедливым, готовым принять правоту другого.


    Стремись учитывать интересы других.

    Будь тактичен.


    Не унижай собеседника.


    Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в нелов­кое положение.


    Будь внимателен к собеседнику.


    Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.


    Стремись к взаимопониманию..

(слайд № 13)

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

(слайд № 14 )

9. Анкетирование «Насколько вы терпимы?»

Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?

10. Игра «Волшебное лукошко»

Дорогие ребята, я сегодня принесла с собой «Волшебное лукошко». Что же в нём лежит?

(Понятия: Толерантная личность. Толерантная семья. Толерантный город. Толерантная школа. Толерантная страна. )
Толерантная личность. Я:

    терпимый и терпеливый;

    считающийся с чужими мнениями и интересами;

    умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

    приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

    уважающий окружающих и уважаемый ими;

    уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

    заботливый, сострадающий, поддерживающий;

    патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

    человек, берегущий природу и культуру;

    трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Толерантная семья. В моей семье:

    все терпимые и терпеливые;

    здоровые, добрые, любящие;

    уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

    окружающие друг друга заботой;

    внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

    успешные, независимые, счастливые.

Толерантный город. В моём городе:

    прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;

    улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

    река и воздух чистые, природа здоровая.


- Толерантная школа :

    школа просторная, светлая;

    учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;

    учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

- Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…….»
- В моей России

    власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;

    народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

    все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;

    страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

11. Сказка о любви.

Не было бы жизни на земле без любви.

(Звучит музыка, рассказывается сказка.) (слайд № 15)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь.

Скучно ей было жить на све­те без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

(слайд № 16)

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

(слайд № 17)

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник, -

(слайд № 18-22)

одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта. (слайд № 23)

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и бу­дет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума­лась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)

(Звучит музыка и продолжение сказки.)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.) (слайд № 24)

Прикоснитесь ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Послушайте сценку и оцените поступки героев: Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте ».

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.
- А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.
- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?
- Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, девушка, спасибо.
- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину). Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала:
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит)
- Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете счастье!
Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты.
12. Рефлексия в конце занятия :

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

Что больше всего понравилось?

(Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под­держали. Расстроитесь?

а) да; б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?

а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;

б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит­ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима­ние отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Обработка результатов

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед­нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че­ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор­лом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Когда раздавали толерантность, первым пришел Скорпион. Спросил, что такое толерантность и можно ли ею пытать. Услышав ответ, помрачнел, записал что-то в черный блокнот и ушел, помахивая хлыстиком.
Козерогу было как-то несолидно толкаться в общей очереди, и он прислал курьера - Стрельца.
Стрелец взял полный рюкзак толерантности, но на обратном пути увлекся, уехал в другую страну, там потерял рюкзак, написал Козерогу, что такие задания дают только козлы рогатые, и поехал дальше налегке.
Потерянную Стрельцом толерантность подобрал запасливый Рак. И где-то спрятал. Иногда он ее находит, всю сразу, потом боится, что украдут, перепрятывает и опять забывает где. И когда Рак начинает говорить, что все вокруг - не друзья сердечные, а волки позорные,- это значит, он просто опять нычку потерял.
Весы пришли вовремя, вежливо попросили парочку толерантностей поизящнее и с тех пор ею почти не пользуются, так как не могут решить, какая из двух лучше.
Водолей пришел одним из первых, но его выкинули из очереди, когда он стал говорить, что Тот, Кто создал толерантность, на самом деле склеил фигню по чертежам из «Юного техника», и Водолей, когда будет время, сделает гораздо лучше.
Дева очень долго считала, сколько толерантности высшего сорта ГОСТ 5508–84 ей надо, и пропустила свою очередь. Поэтому ей достался только крошечный образец толерантности высшего сорта и, чтобы она так не расстраивалась, безмен, которым толерантность взвешивали. С тех пор Дева ходит и взвешивает чужую толерантность, а свою, крошечную высшего сорта, почти никому не показывает.
Овен хотел прийти первым, но по дороге встретил Рыб, которые толерантностью уже затарились.
Рыбам удалось убежать, но их толерантность пострадала. Там, куда дотянулся Овен, она стала кривоватая и надтреснутая, а дотянулся он почти всюду. Овен же пошел домой, потому что он не ОЙ галимый, чтобы быть не первым, а уж тем более после Рыб. Хотя само слово «толерантность» ему так понравилось, что он даже вырезал его на любимой бейсбольной бите.
Лев не пришел вообще, потому что не знал, что такое толерантность, а раз так, понятно, что это фигня беспонтовая, никому не нужная.
Телец пришел и убедительно объяснил, что толерантность у него уже есть своя, the best, лучше не бывает, а кто не согласен - на ### строевым шагом. А пришел он, собственно, для того, чтобы объяснить, что толерантность у него уже есть своя, the best, лучше не бывает, а кто не согласен - на ### строевым шагом!
А поздно ночью, когда все давно разошлись и осталась только маленькая свалка из остатков, обрезков и неликвидов, пришел чуть-чуть задержавшийся Близнец. Осмотрелся и забрал все остатки. И поэтому толерантности у Близнеца - до хрена, только иногда кажется, что он ее будто на помойке нашел.
Толерантность - терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Способность относиться к ним без раздражения!.. Толерантность - /лат.Tolerantia/ - терпение

И опрос (а как без него в нашей группе?):
А Вы - толерантны?

1.Когда и посылаю кого по-дальше, то только по французски, и в пол-голоса…

2.Только сейчас из достоверных рук узнал (-а), что это за зверь…

3.Не возможно быть толерантным (-ой), когда ты белый и пушистый, а кругом одни жлобы…

4.Это мой способ сосуществования: относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе

5.Живи, и давай жить другим

Притчи о толерантном отношении

Участники стоят на сцене спиной в виде клина, расходясь от центрального. В центре ученик с плакатом с изображением земного шара. Участники по очереди поворачиваются лицом, рассказывают притчу и прикрепляют вырезанную из цветной бумаги ладонь (двусторонний скотч на обороте) вокруг земного шара, образуя в конце эмблему толерантности. Музыка Э. Морриконе из фильма «Телохранитель»

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится укололся и произнес: «Ты такой же уродец как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!

Заходит мужчина в вагон метро. Уставший, после работы, он смотрит по сторонам, морщится и думает: «Понаехали тут! Куда страна катится? Ну, гляньте - и старики, и инвалиды, и мамашки с грудными детьми! И ведь с каждым днем их все больше и больше. Уже в метро проехать нормальному человеку нельзя!»

А сзади него ангел. Он быстро записывает и удивляется: «Каждый раз одно и то же! Ну, что ж… Придется исполнять! Как люди до сих пор не поняли, что мысли материальны?»

Мыслите позитивно!

Пришел юноша к мудрецу и попросил научить его быть сдержанным и не обижать ближних. Мудрец посоветовал ему вбивать в ворота гвоздь всякий раз, когда он разозлится на кого-то. Стал юноша вбивать гвозди… Но с каждым днем гвоздей было все меньше и меньше. В день, когда он никого не обидел, пришел он к мудрецу с этой радостной вестью. Но мудрец наказал ему каждый день просить прощенья у одного обиженного и доставать гвоздь из ворот. Юноша так и сделал. Когда он повинился перед всеми и достал все гвозди, он опять пришел к мудрецу. И услышал он такие слова: «Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется...»

Будьте осторожны в словах и поступках!

Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» - спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.

Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!

Ученик пришел к учителю и посетовал ему на то, что его раздражают люди, непохожие на него. Мудрый учитель попросил ученика принести картофель и пакет. «Как они мне могут помочь?» - спросил ученик. На что учитель ответил: «Каждый раз, когда ты раздражаешься, клади картофелину, на которой ты напишешь, чем человек непохож на тебя, в мешок. И носи его всегда с собой» Последовал юноша совету своего учителя. Скоро в его мешке лежали картофелины со словами – иноверец, слишком умный, хромает, просто рыжий… С каждым днем картофеля в мешке прибавлялось Он стал тухнуть, да и носить его было тяжело. Пришел ученик к учителю и спросил, что ему теперь делать с тяжелым и зловонным мешком? Учитель ответил: «То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Впредь каждый раз, думай, нужен ли тебе такой груз…»

А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?

Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон электрички и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. ... Как только поезд тронулся, он вдруг восхищённо закричал: «Папа, видишь, все деревья идут назад!» Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела немолодая уже женщина. Она была сконфужена тем, что 25 летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге: " Папа, видишь, облака едут вместе с поездом!» Женщина смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека. Желая помочь, она спросила пожилого мужчину: «Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?» Пожилой мужчина ответил: «Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение...»

Многое из того что мы видим, непонятно. И зачастую, противоречиво. Один и тот же человек может быть воспринят по-разному. И невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Поэтому - "Не судите, да не судимы будете!»

Давным-давно в старинном городе жил мудрец. Один смышленый мальчишка решил над ним подшутить. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к мудрецу и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
«Всё в твоих руках».

Друзья, мир в наших руках!

Давайте будем достойны называться людьми и вместе делать наш мир лучше!

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

Созидается он столетиями, а утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку ли, под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя,

На которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,

Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви,

Я люблю вас, мои товарищи, - боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло не пророчили, кроме этого ничего

Не придумало человечество для спасения своего.

Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум.

Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те темные времена, когда с глистами жестоко и бесчеловечно боролись. И нужно де решительно и окончательно покончить с дискриминацией глистов в организме. Ибо глобализационные процессы требуют развития толерантности.

Описторхи восторженно аплодировали и скандировали равенство в правах с клеткам печени.

Затем слово взял широкий лентец. Он сделал доклад об истории вопроса. Дескать, было раньше золотое время, когда про глистов никто и не знал, не то, чтобы с ними бороться. Но потом наступило смутное и темное время, когда глистов нашли и стали вероломно травить и выводить. Однако развитие не стоит на месте. И теперь никто не смеет поставить под сомнение равноправие глистов на питание и свободу их самоопределения в организме. Угнетать глистов медпрепаратами и прочим мракобесием никому не позволено. И что нужно всеми мерами искоренять глистофобию. Так как глисты равны всем органам человека. И что негоже стоять на пути прогресса.

Печеночный сосальщик в блоке с описторхами выступил за то, чтобы выделить глистам квоту на кровоснабжение в соответствии с их потребностью. И приравнять в правах к головному мозгу.

Все были очень рады и довольны установившимся либеральным порядком и совсем было устроили глист-парад. Но тут вдруг все собравшиеся почувствовали, что почему-то стало холодать. И кислороду с питанием стало совсем мало. И решили они даже устроить акцию протеста против такой вопиющей дискриминации. Однако не успели.

НАСКОЛЬКО ЕСТЕСТВЕННА ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Попробуем посмотреть на этот вопрос с точки зрения эволюционной биологии. Научные знания мы будем черпать из книги А. Маркова "Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа".

В подавляющем большинстве случаев альтруистическое поведение у животных либо направлено на близких родственников (что хорошо объясняется теорией родственного отбора), либо основано на принципе реципрокности (взаимности). По-настоящему бескорыстная забота о неродственниках в природе встречается очень редко (см. главу "В поисках душевной грани"). Люди тоже охотнее помогают "своим", чем "чужим", хотя понятие "свой" для нас не всегда совпадает с понятием "родственник". И все же, почему у людей альтруизм, как представляется, получил большее развитие, чем у других обезьян?

Многие антропологи считают, что важную роль в эволюционном развитии альтруизма у наших предков могли сыграть войны. Идею о связи межгрупповых конфликтов с эволюцией альтруизма высказал еще Чарльз Дарвин в книге "Происхождение человека и половой отбор", где он написал буквально следующее:

Когда два племени первобытных людей, живущие в одной стране, сталкивались между собой, то племя, которое (при прочих равных условиях) заключало в себе большее число храбрых, верных и преданных членов, всегда готовых предупреждать других об опасности и защищать друг друга, без всякого сомнения, должно было иметь больше успеха и покорить другое... Племя, обладающее перечисленными качествами в значительной степени, без всякого сомнения, распространится и одержит верх над другими племенами. Но с течением времени оно, как показывает история всех прошедших веков, будет в свою очередь покорено каким-либо другим, еще более одарённым племенем. Таким образом общественные и нравственные качества развиваются и распространяются мало-помалу по всей земле (Дарвин здесь рассуждает как групповой селекционист, то есть сторонник теории группового отбора, которая сейчас не в чести. Многие эксперты сомневаются, что группы людей можно рассматривать как "единицы отбора". Нужно ведь ещё объяснить, почему эгоисты не распространялись внутри каждой группы за счёт обычного, индивидуального отбора, и почему такой индивидуальный отбор не "пересилил" гипотетический групповой, который по своей эффективности в общем случае должен сильно уступать индивидуальному. Современные модели, поддерживая основную идею Дарвина, обосновывают её более аккуратными и изощренными аргументами, о которых пойдёт речь ниже).

Старая идея о связи межгрупповых конфликтов с эволюцией нравственности активно развивается в последние годы (правда, в несколько ином ключе) в рамках новой теории "сопряженной эволюции парохиального альтруизма и войн" (Choi, Bowles, 2007). Согласно этой теории, альтруизм у наших предков изначально был направлен только на членов своей группы. Такой альтруизм называют парохиальным, то есть местническим, узким, "только для своих". При помощи математических моделей было показано, что альтруизм мог развиваться только в комплексе с ксенофобией — враждебностью к чужакам. В условиях постоянных войн с соседями сочетание внутригруппового альтруизма с враждебностью к чужакам обеспечивает наибольшие шансы на выживание и успешное размножение индивидуума. Получается, что такие, казалось бы, противоположные свойства человека, как доброта и воинственность, развивались в едином комплексе: ни та, ни другая из этих чёрт по отдельности не способствовала бы репродуктивному успеху их обладателей.

Хотя эта теория оформилась совсем недавно, выглядит она солидно и вообще очень похожа на правду. Для её проверки психологи и антропологи уже успели провести несколько специальных исследований, с результатами которых нам будет полезно познакомиться.

Швейцарские и германские психологи изучили становление альтруизма и парохиализма (предпочтения "своих") в ходе развития детей (Febr et al., 2008). Сам ход исследований для краткости изложения я опускаю (заинтересовавшиеся могут найти его в цитируемой книге); приведу лишь любопытные результаты:

Девочки почти не делают различий между своими и чужими, тогда как мальчики уже в 1—4 года проявляют повышенную ревность к чужакам. Кроме того, мальчики, особенно в раннем возрасте, заботятся о своих даже в ущерб "справедливости" (позволяют партнеру получить лишнюю конфету)

Доля "вредин" среди детей от трёх до шести лет составляет 22%; в возрасте 7—8 лет она сокращается до 14%. Авторы отмечают, что примерно столько же вредных личностей насчитывается и среди взрослых.

Доля "добряков", как ни странно, не меняется с возрастом: таких беззаветно добрых детей оказалось около 5 % во всех возрастных группах. Доля "умеренных добряков" сокращается от 39% в возрасте 3—4 лет до 11% в 7—8 лет.

Доля "любителей справедливости" стремительно растёт с возрастом: от 4% в младшей возрастной группе до 30% в старшей. Растет также и доля "умеренных любителей справедливости" (от 17% до 30%).

Нечто похожее на эгалитаризм обнаружено у американских обезьян капуцинов. Обезьян приучили выменивать лакомства на камни, которые были у них в вольере. В обмен на камешек экспериментатор давал обезьяне какое-нибудь угощение. Все шло хорошо до тех пор, пока обезьяна не замечала, что ей дали кусочек огурца, в то время как соседка за точно такой же камень получила сладкую виноградину. Обиженное животное устраивало страшный скандал и отказывалось работать (де Ваал, 2005).

Полученные результаты хорошо согласуются с теорией совместного развития альтруизма и парохиализма ("парохиализм" - это предпочтение своих, например, когда со своими делятся, а с чужими - нет. Прим. "Русколань") под влиянием острой межгрупповой конкуренции. Не исключено, что эволюционная история становления этих свойств человеческой психики в общих чертах повторяется в ходе индивидуального развития детей. Характерно, что альтруизм и парохиализм развиваются у детей практически одновременно.

Поскольку главными участниками межгрупповых конфликтов и войн всегда были мужчины, представляется вполне естественным, что парохиализм сильнее выражен у мальчиков, чем у девочек. В условиях первобытной жизни мужчины-воины были лично заинтересованы в том, чтобы не только они сами, но и другие мужчины группы находились в хорошей физической форме: не было смысла "блюсти справедливость" за их счёт. Что же касается женщин, то в случае поражения группы в межгрупповом конфликте их шансы на успешное размножение снижались, скорее всего, не так сильно, как у мужчин (см. главу "Общественный мозг").

Разумеется, авторы исследования отдают себе отчёт в том, что изученные ими свойства детской психики во многом зависят не только от генов, но и от воспитания, то есть являются продуктом не только биологической, но и культурной эволюции. Что, впрочем, не делает полученные результаты менее интересными и информативными. В конце концов, законы и движущие силы биологической и культурной эволюции отчасти сходны, а сами процессы способны плавно перетекать друг в друга. Например, новый поведенческий признак может поначалу передаваться из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепиться и в генах (см. главу "Генетика души").

Совесть несовместима с толерантностью.

ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
ЗАМЕТКИ ВРАЧА

Вчера у сына в школе проведен день толерантности. Одного дня для этого показалось мало, вакханалию продлили и на сегодня. Что-то ни в одном церковном календаре нет такого праздника. Нам, русским, конечно, советуют быть толерантными к тому, что страну занимают чужаки, а нас попросту выбрасывают - пейте, курите, колитесь, да вымирайте поскорее! Ваша территория и ресурсы нужны другим! -"равнодушным к тающим следам".

Почему не проводят дни толерантности в Китае, странах Азии, бывших республик СССР, кроме России, Украины? Потому, что это страны-захватчики, а толерантность нужно привить тем, кого завоевывают, чтобы не брыкались. Невозможно представить ситуацию, что русские приехали в тот же Азербайджан, заняли там жилье, места в торговле, аппарате и пр., а местное население было бы толерантно.

Как врач, хочу привести аналогию с медициной.

В аллергологии существует понятие толерантности, а также сенсибилизации. Когда аллерген (чужеродное вещество для организма) поступает на первом этапе и в малых дозах, то организм привыкает, становится равнодушным к этому аллергену - это в популярном изложении и есть толерантность. К чему и хотят привести Россию и Европу.

А вот сенсибилизация - это состояние организма, когда при поступлении аллергена в любых дозах, даже малых, возникает реакция организма на аллерген в виде ярко выраженного отторжения - аллергическая реакция. С ней бороться крайне трудно. Этого и боятся власти, а потому спешат с толерантностью, начиная со школ и детских садов. Так не допустим толерантности! Пусть спокойно живет каждый народ на своей земле. Филиал Китая и Кавказа в России нам не нужен! Да здравствует сенсибилизация РУССКОГО НАРОДА!

Толерантный барашек.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября. В этот день в 1995 году государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Толерантность в каждый дом!

ВПЕРВЫЕ СО СЛОВОМ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» Я ПОЗНАКОМИЛСЯ ЕЩЕ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ

Впервые со словом «толерантность» я познакомился еще на уроках экологии. Этим термином обозначалась степень выносливости (выживаемости) организма при воздействии внешних факторов (предел толерантности определяет верхнюю и нижнюю границу выживаемости). Примерно в это же время (может, чуть раньше, может, чуть позже) слово «толерантность» стали активно внедрять в умы россиян. Правда, значение у него уже было не экологическое, а социальное: «толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». Именно о ней мы в этот раз и поговорим.

Во времена насильственного внедрения западной идеологии в сознание российских граждан, их «толерантность» обыкновенно преподносилась чуть ли не как апофеоз демократии. А способность русского народа хорошо уживаться со своими соседями — что показала наша многовековая история — ставилась под сомнение.

Исконно русское слово «терпимость» почему-то стали подменять словом «толерантность», хотя между ними существует большая разница. Дело в том, что термин «толерантность» был впервые внедрен в обиход английским иммунологом П.Медаваром в 1953 году для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Русское понимание терпимости идет в разрез с понятием толерантности. Оно означает (по Далю) терпеливое (милосердное, снисходительное) отношение к другим культурам. Но это вовсе не означает терпимость к антагонистическим чужеродным мировоззрениям, которые угрожают уничтожить базовую культуру. Западная же толерантность принуждает смириться с антагонистическими мировоззрениями и понизить свою выживаемость за счет отказа от сопротивляемости к агрессивному чуждому мировоззрению.

Максим Иванов

Ты должен проявить толерантность...

ГРИГОРИЙ ПОДДУБНЫЙ
КТО СКАЗАЛ, ЧТО ТЕРПИМОСТЬ - ЭТО ХОРОШО?

В России новая политическая мода - мода на терпимость или, как ее еще называют "толерантность" - русское слово для этого явления, видимо, не подходит.

Что же означает толерантность в России сегодня? Последний год все СМИ в России активно обвиняют русских в фашизме, ксенофобии и национализме (если в последнем можно кого-то обвинять).

Обвинения делаются и прямо, и косвенно: после каждого случая насилия над людьми некоренной национальности в России (обычно, азербайджанцами, таджиками, узбеками и т.д.). СМИ тут же начинают писать о "бритоголовых", "скинхедах", "русских фашистах" и т.д. - при этом всем как бы должно стать ясно, что бритоголовых, к примеру, таджиков не бывает. Предполагается, что это мы - русские - бреем головы и убиваем, а кто же еще?

Но только во всей этой политике российских властей есть очевидный порок и порок этот связан с постоянным ослаблением самих русских в России. Все это порождает массу вопросов, к примеру, таких:

1. Почему в Россию завозится масса иностранцев, тогда как в российских регионах и в ближнем зарубежье живет огромная масса русских людей, готовых переехать в Россию и работать здесь?
2. Почему российские власти допускают уже слишком явное вытеснение русских иностранцами из бизнеса (к примеру, все рынки в крупных городах контролируются азербайджанцами - и это совершенно не секрет ни для кого)?
3. Почему допускается постепенное проникновение иностранных граждан в российские органы власти?
4. Почему ничего не предпринимается для того, чтобы начать стимулирование целенаправленное и системное рождаемости у русских и это при том, что огромные деньги <перекачиваются> в иностранные ценные бумаги под минимальные проценты?
5. Почему допускается создание уже целых районов во многих городах, населенных преимущественно нерусскими гражданами?
6. И, пожалуй, самый главный вопрос: а в чем заключается нынешняя национальная политика в России?

После всего этого, когда нам не только ничего не предлагается для решения наших проблем, но напротив, действиями властей эти проблемы порождаются на каждом шагу, нам подсовывают "усмирение" - толерантность. А что еще остается - только смириться.

Так решают российские власти, но мы точно знаем, что так не думает и никогда не подумает русский народ! Для русских людей создающаяся ситуация - просто нестерпима, для нас это тот вызов, который должен был быть решен властями, но власти нас откровенно предают на каждом шагу. Сегодня нам нужно не смирение, смирение - это сдача всех наших позиций, русские люди очень терпеливы, но мы не можем жить в ситуации, которая нам показывает, что мы проиграли, что нас просто "сделали".

А поэтому мы утверждаем, что терпимость (она же толерантность) сегодня в России - не только неуместна, но это просто откровенное предательство русских. Мы не жили и не будем никогда жить по чужим правилам, и полный профан тот политик, который этого не понимает.

Нам сегодня нужна иная стратегия: мы должны почувствовать себя не слабыми и безвольными, нет, русские никогда такими не были и не будут. Мы должны показать всем и самим себе, что мы - сильная и волевая нация и только это спасет нас от той сжимающейся "пружины", которая рано или поздно взорвется. Только вот, если она взорвется позже, то взрыв этот будет сильнее и ожесточеннее. Возможна и иная ситуация, когда русских людей просто "сломают", одурманят различными идейками, вроде пресловутой "толерантности", уступчивости, необходимости уступать.

Мы не должны ни перед кем уступать! Ни перед кем! Хватит отступать, мы должны начать наступать, причем по всем фронтам и нам хватит на это сил! Ответственные российские политики должны обратиться к русским людям и призвать их вернуть себе силу, волю и ответственность перед самими собой, перед нашей общей страной, перед нашим будущим.
Всякая попытка умиротворить сегодня русских должна быть признана попыткой национального предательства. Мы должны выйти из этого "застоя", который просто превращается в откровенный маразм! А для этого нам надо встряхнуться и сделать так, чтобы ни у кого уже не возникало вопроса: кто в России хозяин.

"Да Вы просто недостаточно толерантны!"

Открытый классный час в 5 классе

«Планета Толерантности»

Формировать у обучающихся установку на толерантное поведение.

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Развитие способности к познанию себя и других людей.

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

План классного часа.

1. Приветствие.

2. Актуализация понятия «толерантность» /притчи/

3. Упражнение «Акростих»

4.Сценка о терпимом отношении к людям

5. Упражнение «Синонимы»

6. Мини – тренинг

7. Рефлексия. Творческая работа «Дерево толерантности»

Приветствие

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение сегодня удалось – приготовьте хорошее настроение, позитивный настрой друг к другу, желание высказаться.

Актуализация понятия «толерантность»

А начнем мы с притч – небольших рассказов с поучением. У вас на столах свитки с притчами. Ваша задача по смыслу попытаться закончить притчу. И сказать чему учит эта притча, о каком качестве идет речь?

Притча «Ад и Рай»

Жил-был один монах. В течение всей своей жизни он пытался выяснить, чем отличается АД от РАЯ. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул, во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в АД. Осмотрелся он вокруг и видит: сидят люди перед котлами с едой, но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а вот в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в РАЙ. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими ручками. Но все сытые и довольные.

????????

Присмотрелся, а здесь люди этими ложками друг друга кормят.

Как вы думаете, почему оказавшись в совершенно одинаковой ситуации, одни сытые и довольные, а другие злые и голодные?

Притча «Про двух друзей»

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них дал пощечину другому.

Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке:

«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Друзья молча продолжали идти и через много дней, нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришел в себя, то высек на камне:

«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»!

Тот, который дал пощёчину, и спас жизнь своему другу спросил его:

Когда я обидел тебя, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне.

И друг ответил:

И друг ответил:

- когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветра могли стереть это.

Но, когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы, никакой ветер не смог бы стереть это.

Какой вывод можно сделать из этой притчи?

Притча «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час.

????????

И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

Старинная легенда

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

??????????

-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

А о чем она? Чему учит?

Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность .

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

Дети зачитывают значения слова «толерантность»

    tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

    tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

    tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

    tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

    kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

    tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

    толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Упражнение «Акростих». Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги. На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии. Например:

Т – тепло

О – обсуждение

Л – любовь к ближнему

Е – единение

Р – радость

А – активность

Н – ненасилие

Т – терпимость

Н – надежда

О – осмысление

С – симпатия

Т – товарищество

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Упражнение «Синонимы».

Ведущий предлагает группе набор понятий. Участники должны постараться разделить данные понятия на две группы и объяснить, по каким признакам они относили понятия к той или иной группе. Обсуждение. Что объединяет понятия в одной и в другой группе? Можно ли дополнить каждую группу другими понятиями? В процессе обсуждения участники могут высказать мнение, что двумя словами, объединяющими данные понятия, являются

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Давайте вместе сделаем эти первые шаги.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;

«Я плохой – ты хороший»;

«Я плохой – ты плохой»;

«Я хороший – ты хороший».

Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, уважение к окружающим тебя людям, уважение к своей стране, к своим традициям.

Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Цель: учащиеся должны осознать неодинаковость людей.

Рассядьтесь по кругу и все по очереди, начиная с меня, произ​несите: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч​но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен​тир на будущее, на взросление.

Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст​вовать их настроение, стараться никого не обижать.

Упражнение «Комплименты».

Цель: способствовать развитию положительного отношения друг к другу.

При​думайте, пожалуйста, комплименты друг для друга. Я бросаю мяч одному из вас и говорю комплимент. Напри​мер: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Вы правильно поняли? Молодцы. Все верно. Важно, чтобы комплимент был сказан каждо​му участнику. Спасибо за выполненные задания.

Положительное отношение друг к другу.

Упражнение "Мостик"

Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.

На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.

Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Взаимопонимание, умение уступать друг другу.

Творческая работа «Дерево толерантности».

Наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наша школа стали планетой Толерантности. Затем листочки прикрепите на наше дерево Толерантности.

И хочу закончить наш классный час словами Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Вам также будет интересно:

Пророчества и изречения о последних временах
Св. Ипполит Римский (†30.01.268г.) говорит: «Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля,...
В оптиной пустыни призывают к евхаристическому общению с латинянами
Проповедь экуменизма в монастыре Оптиной Пустыни Приехали к началу Божественной Литургии в...
Во что же сложить своё добро?
Меня очень позабавила, и я подумал, а чего это у нас нет тем о том, как построить\устроить...
Комментарий оптиной пустыни
Мы с вами являемся свидетелями всеобщей апостасии, охватившей Русскую Церковь. Во главе с...
Мир живет предчувствием конца света… Тому есть множество признаков, но не следует торопить...