Свято иоанно предтеченский монастырь. Иоанно-предтеченский монастырь. Цифры и факты
Отдых и увлечения. Зачатие и беременность. Что подарить. Значение имени

Ваше высокопреподобие отец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

Рубрика старец паисий святогорец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Святитель николай чудотворец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Николай Мишустин и Леонид Перлов — о реальных зарплатах и нагрузках учителей

Смотреть что такое "наша эпоха" в других словарях

Митрополит Антоний (Мельников) Открытое письмо священнику Александру Меню Митрополит Антоний (в миру Анатолий Сергеевич Мельников)

(заявление в школу на отказ от карты учащегося)

олег васильевич щербанюк, православный эксперт

Русская духовная миссия в Иерусалиме объяснила зачем «вскрыли Гроб Господень

BonAqua и AquaMinerale — вода из под крана

Свято иоанно предтеченский монастырь. Иоанно-предтеченский монастырь. Цифры и факты

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 174-178

Ивановский 2-го класса общежительный женский монастырь на Ивановской горке

Б. Ивановский пер., ныне ул. Забелина, 4, М. Ивановский пер., 2

"Основан в XV в.".

"Основан в начале или середине XVI столетия по приказанию Ивана III или матери Ивана IV Елены Глинской".

"Назывался "Ивановский монастырь что на Кулишках, под Бором". По остроумному предположению Т. И. Молодцовой, монастырь ведет свое происхождение от первой церкви на Москве - кремлевского храма Рождества Иоанна Предтечи под Бором. В XIV в. напротив кремлевской церкви, в Замоскворечье, появился уже целый монастырь в честь Иоанна Предтечи - но уже не Рождества, а Усекновения главы (два его храма поныне стоят в Черниговском переулке). В конце XV в. сведения о нем исчезают из летописей - вероятно, тогда-то и был он перенесен на Кулишки. Доказательство тому - прозвание "под Бором", ибо на Ивановском холме никакого бора давно уже не было".

"Время основания с точностию не известно, но он существовал уже в XVI в. В 1737 г. пострадал от "троицкого" пожара 30 мая, в 1748 г. снова погорел. Возобновлен в 1761 г. на средства императрицы Елизаветы Петровны. В 1610 г. здесь пребывали в заточении: супруга царя Василия Шуйского царица Марья Петровна, насильно постриженная в иночество; вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Пелагия Михайловна, в иночестве Параскева (ум. в 1620 г.); с 1785 г. инокиня Досифея, в миру принцесса Августа Тараканова (ум. в 1810 г.). С 1768 г. в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенке под крепким караулом помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи (ум. в 1800 г.). Здесь же были похоронены основатели секты "людей Божиих" - хлыстов - Иван Тимофеевич Суслов и преемник его Прокопий Данилович Лупкин. Трупы их были вырыты в 1739 г. по сенатскому указу и выброшены за город в поле".

О Суслове и Лупкине см. "Тайные секты" П. И. Мельникова (Андрея Печерского).

"В 1786 г. в Ивановский монастырь была по секретному повелению Екатерины II прислана неизвестная женщина знатного происхождения, нареченная в монашестве Досифеей, она пробыла здесь 25 лет, погребена же в Новоспасском монастыре, усыпальнице Романовых. Многие предполагают, что Досифея есть не кто иная, как княжна Тараканова".

"Ивановский монастырь по указу императрицы Елизаветы Петровны от 20 июня 1761 г. предназначен для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей".

Ныне (в 1990 г.) в Новоспасском монастыре сохранилась стоящая подле колокольни часовня над могилой инокини Досифеи (Августы Таракановой); она находится в запущенном состоянии. Салтычиха похоронена на кладбище Донского монастыря, памятник также сохранился, но изуродован.

"В 1812 г. перед нашествием Наполеона ризницу Ивановского монастыря отвезли в Вознесенский монастырь в Кремле для отправки в Вологду. 3-го сент. игумения Елпидофора с сестрами находилась в церкви, запершись изнутри, когда неприятели пытались взломать дверь, но не смогли. Они взломали ее 4-го сент. Все ограбили. Монахини разбежались по разным местам. 8-го сент. игумения вернулась. Монастырь был сожжен, кроме церкви, где она с несколькими монахинями и проживала".

"Сгоревший во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был после этого упразднен, церковь обращена в приходскую, а в кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии. По ходатайству высокопреосвященного Филарета митр. Московского в 1859 г. государь разрешил восстановить монастырь. Некоторые старые здания при этом были сломаны, в том числе и келии, где жила Тараканова".

"Монастырь восстановлен в 1859 г. на средства подполковницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой и освящен 19 окт. 1879 г.". "Е. А. Макарова умерла в 1858 г., оставив все состояние и долг восстановления обители жене брата М. А. Мазуриной. На закладке был митр. Филарет".

"В современном виде монастырь весь выстроен в 1861-1878 гг. по проекту известного архитектора М. Д. Быковского".

"Ивановский монастырь (1869-1878) - поразительный своей оригинальностью архитектурный ансамбль. Прямых аналогий ему нет ни в русском, ни в европейском зодчестве. Это сооружение - квинтэссенция романтизма и программное творение Быковского, призывавшего подражать примеру древних, а не повторять их формы. Здесь переплавились уроки античного и ренессансного наследия, русского классицизма и древнерусского зодчества в неповторимое, глубоко оригинальное целое".

"Возможно, что в огромном новом соборе использованы, хотя бы частично, подклеты древнего здания. Подклет современных кельям первой половины XVIII в. жилых "палаток" монастырского причта сохранился в новом здании того же назначения (Ивановский пер., 4). Корпус келий первой пол. XVIII в. вдоль западной границы, надстроенный после пожара 1812 г. вторым этажом, впоследствии включен Быковским в общий ансамбль". "В 1877 г. в монастыре был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой воины".

"Монастырь обновлялся в 1901 г.".

"Перед собором был устроен дворик, окруженный портиками, наподобие атриумов древних христианских храмов".

Подробное описание икон и имущества монастыря в 1701 г. см. в кн..

"Иконописная школа для сестер обители, ясли для детей. Около станции Химки Николаевской жел. дор. в Московском уезде находится монастырский хутор "Чернецово". При нем деревянный храм во имя преп. Сергия Радонежского. Церковно-приходская школа. Монастырь владеет 150 дес. леса при Чернецове. В монастыре (к 1907 г. - П. П.): игумения, монахинь 20, послушниц рясофорных и проживающих на испытании 260".

"Монастырь закрыт в 1918 г. и превращен в концлагерь".

Как рассказывает москвичка Н. И. Якушева, родственник ее, по профессии подрядчик-строитель, занимался в конце 20 - нач. 30-х гг. надстройкою монастырских келий 3-м и 4-м этажами для тюремных нужд. Ему было вменено в обязанность закончить работу досрочно к очередному празднику, что заставило его обменяться недостававшими материалами с другим подрядчиком, с которым они были знакомы еще по дореволюционным временам. Стройка была закончена вовремя, но тут, на беду, появился знаменитый указ "семь восьмых" о хищениях социалистической собственности, по которому за кражу кармана зерна полагалась смертная казнь. Оба подрядчика арестованы и расстреляны, а возглавлявший стройку чин ГПУ, "обеспечивший" досрочное выполнение плана, получил к празднику орден.

В 1970-1980-х гг. в соборе монастыря шла вялая реставрация, завершившаяся вычинкой бескрестного купола с главкой к 1982 г. Почти все здания обители сохранились.

Комплекс Ивановского монастыря, состоящий из собора 1861 г. (архитектор М. Д. Быковский), западного корпуса келий 1760-1830-х гг., восточного корпуса келий 1860-х гг. (архитектор М. Д. Быковский), северного корпуса келий 1860-х гг. (М. Д. Быковский), ограды с башнями 1860-х гг. (М. Д. Быковский) и ограды по Малому Ивановскому переулку, - включен в Список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве. В кн., несколько упреждая события, он уже в числе памятников назван.

Собор занят Центральным государственным архивом Московской области. Главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической заочной школой МВД СССР, которая воздвигла перед храмом уродливый черный истукан в виде штыка: памятник погибшим в 1941-1945 гг. энкаведешникам. Ею же занят и надстроенный настоятельский корпус с северо-запада от собора (здесь в числе прочего находится лаборатория полевой криминалистики). Больничный корпус с церковью Елизаветы принадлежит I району эксплуатации теплосети Мосэнерго. Парадные ворота заложены, с колоколен сброшены кресты. В домах причта с юга - жилые квартиры. Несмотря на неоднократные призывы сменить арендатора монастыря, захватившие его учреждения внять им не желают.

В 1989 г. возникло движение за передачу Ивановского монастыря Независимому фонду возрождения церковного искусства для создания в нем современного Центра православного искусства с действующим собором.

К 1917 г. в монастыре было 2 храма с 4 престолами.

В 1990 г. оба они закрыты, здания сохранились.

На праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1991 г. соседнее Свято-Владимирское братство провело молебен во дворе обители.

Синодальный справочник.

Рукопись Александровского, № 131 (собор), № 892 (церковь Елисаветы).

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 503-505; библиогр.

Платонов. Москва и окрестности: Путеводитель. М., 1883.

Мельников П. П. (Андрей Печерский). Княжна Тараканова и принцесса Владимирская // Собр. соч. М., 1976. Т. 8. С. 260 (см. в этом же томе статью "Тайные секты" - о похороненных в монастыре вождях секты скопцов).

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.

Путеводитель Машкова. С. 159.

Машков И. П. Спутник зодчего по Москве. М., 1895. С. 110 - план монастыря.

Никулин Л. Мертвая зыбь. М., 1965. С. 49.

Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 210.

Шамаро А. Ивановский монастырь // Наука и жизнь. 1978. № 2.

Александровский, № 428 (собор), № 429 (церковь Елисаветы).

Материалы. С. 567.

Вся Москва: Адресная книга на 1908 г.; То же на 1916 г., отд. III.

Ивановский монастырь в Москве с видом монастырской церкви и портретом монахини Досифеи // Русские достопамятности. М., 1862. Вып. 5. 20 с.

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

В самом центре Москвы, по соседству с шумными и многолюдными Солянкой и Маросейкой, в уединённом и тихом Малом Ивановском переулке в 2000 году была возрождена монашеская жизнь в обители, которую в просторечии называют Ивановским монастырём. Это один из не столь многих монастырей, судьба которого была связана не только с трагичными и драматическими, но порой и таинственными страницами истории государства Российского. Согласно одному из преданий, основание этой обители было связано с рождением Ивана Грозного, появившегося на свет в канун праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, и в честь этой даты наречённого именем Иоанн. Местность, где был основан монастырь, с давних пор принадлежала московскому великокняжескому дому. Здесь, на высоком холме, в начале XV века князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил загородный (хотя и находился он всего в полутора-двух километрах от Кремля) дворец с бревенчатой домовой церковью. Позднее, в 1514 году, рядом с дворцовой усадьбой Алевиз Фрязин воздвиг каменную церковь во имя св. Владимира, первокрестителя Руси. К началу XVI века усадьба запустела, и через непродолжительное время вблизи от неё, напротив Владимирской церкви была устроена Ивановская девичья обитель. Если отвлечься ненадолго от основной темы очерка и вернуться к истории церкви св. Владимира, то следует упомянуть, что во второй половине XVII века заметно обветшавшее к тому времени здание её было перестроено, при этом часть старой алевизовой кладки разобрали и возвели заново с изменениями. В дальнейшем храм перестраивался ещё не раз, и до наших дней он дошел вот в таком виде (на первом из снимков, сделанных в 2010 году - вид с М.Ивановского переулка, на втором - со стороны Хохловского переулка)
Отсюда, с церковного двора сейчас открывается один из современных видов на Ивановский монастырь, находящийся несколько ниже церкви, на склоне Ивановского холма.
Ну, а теперь вернёмся вновь к кратким заметкам из истории монастыря. В давнее время обитель содержалась в основном на средства царского дома. Часто посещали и щедро одаривали его родоначальники династии Романовых - цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Царица Евдокия, многодетная жена Михаила Фёдоровича, регулярно навещала жившую в монастыре блаженную схимонахиню Марфу, известную своей особой способностью помогать роженицам (после своей кончины Марфа была прославлена как местночтимая святая). Большинство инокинь обители имели родовитое происхождение и светское образование, многие из них переводили древние духовные книги на русский язык. Но были среди них и опальные лица из царской семьи, а позднее в монастырь присылали женщин, упорствующих в ереси или совершивших тяжкие преступления (ведь невдалеке от обители находилась государева пыточная канцелярия). Затворницами монастыря, в частности, стали жена царевича Иоанна (старшего сына Ивана Грозного) и супруга царя Василия Шуйского. Одно из наиболее известных событий в жизни монастыря - пребывание в нём таинственной инокини Досифеи, доставленной сюда под строжайшей охраной в 1785 году во время царствования Екатерины II, и умершей в 1810 году. О затворничестве Досифеи сейчас существует только одна версия - это была Августа (в крещении Дорофея), более известная под именем княжны Таракановой, возможная претендентка на престол Российский, дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Несмотря на своё происхождение (Елизавета и граф находились в морганатическом браке), она имела гораздо бОльшие права на российскую корону, чем Екатерина II. История жизни, заточения и смерти княжны Таракановой, а также история авантюристки и самозванки, которая долгое время выдавала себя за дочь императрицы, сами по себе чрезвычайно интересны, но в этом очерке невозможно о них рассказать даже вкратце. Здесь следует упомянуть лишь о том, что похоронена была Досифея с большими почестями (в присутствии епископа и командующего московским гарнизоном) в Новоспасском монастыре, в котором находится усыпальница рода Романовых. Правда, могила её находится не в этой усыпальнице, а невдалеке от монастырской стены (фотографию надгробия можно посмотреть в фотоочерке ). Ну, а хорошо знакомая нам авантюристка-самозванка, выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны (она известна нам как "княжна Тараканова" благодаря роману Г.П.Данилевского и живописной картине К.Флавицкого), погибла в заточении в Петропавловской крепости. Ещё одна известная затворница обители - помещённая сюда по решению Сыскного приказа на пожизненное покаяние помещица-изуверка, столбовая дворянка Дарья Салтыкова (Салтычиха), загубившая сто тридцать девять своих крепостных. Её одиннадцать лет содержали в тёмном склепе под соборной церковью, а затем в специальной клетке на виду у всех прихожан. Непростой была судьба монастыря. В "смутное время" его разграбили польские интервенты. В 1664 году чума унесла жизни большей части монахинь. В 1748 году страшный пожар разорил обитель, в огне погибли все его насельники, и монастырь на тринадцать лет прекратил своё существование. Восстановлен он был лишь в 1761 году по указу Елизаветы Петровны, которая своими щедротами предназначала монастырь "для призрения вдов и сирот заслуженных людей". Ведь не ведала она в то время, что вскоре в воссозданной ею обители окажется в заточении её собственная дочь. И вновь в 1812 году Ивановский монастырь был разорён французской армией и московским пожаром, что привело к его упразднению теперь уже более, чем на полвека. Новое возрождение обители было осуществлено по завещанию богатой вдовы Е.А.Макаровой-Зубачёвой. Император Александр II в 1859 году лично утвердил основы возрождения обители, после чего монастырь был восстановлен по проекту академика М.Быковского, создавшего архитектурный ансамбль с отдельными элементами классицизма, а также романского и готического стилей в центре Москвы. Вот какой вид имел монастырь, восстановленный по проекту Быковского (копия гравюры с фотографии того времени)
Согласно авторскому проекту, в центре обители располагался монументальный собор, освященный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, завершённый огромным гранёным куполом, до сих пор господствующим над застройкой этого района города. По сторонам от Святых ворот - две вынесенные вперед башни-колокольни. К востоку от собора - больничный корпус с церковью Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой (ведь монастырь воссоздавался как дом призрения "заслуженных людей жён во вдовстве, и дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих"). В северо-западном углу ранее находился келейно-трапезный корпус. Все здания соединялись между собой галереями. Время окончания строительства совпало с началом русско-турецкой войны 1877-1878 г.г., поэтому в эти годы здесь размещён был лазарет для раненых и духовная библиотека. Торжественное освящение монастыря состоялось только осенью 1879 года. В XX веке, после закрытия обители в 1918 году, храмы её до 1926 года продолжали действовать как приходские церкви. Потом, в разное время здания монастыря были переданы в ведение различным государственным структурам. Со временем они обветшали, были частично перестроены, но в основном сохранились и сейчас в значительной своей части восстановлены в том виде, в каком их замыслил М.Быковский. Ну, а теперь несколько современных фотографий монастыря в дополнение к тому снимку, который был показан в начале этого очерка, и на котором изображён вид монастыря, открывающийся со двора находящейся напротив него Владимирской церкви. Вот как выглядят бывшие монастырские Святые ворота со стороны Старосадского переулка
А сейчас очень скромный вход на монастырскую территорию (надеюсь, что это лишь временное явление) выглядит вот так (вид со стороны М.Ивановского переулка)
Отсюда, с М.Ивановского переулка, можно войти в часовню св. Иоанна Предтечи
В часовне ныне находится список с одной из монастырских святынь - образа св. Иоанна Предтечи. С иконой металлической цепочкой соединён обруч, который, по преданию, при надевании на голову с молитвой к св. Иоанну являет чудеса исцеления. Бывшее больничное здание с Елизаветинской церковью в наши дни - сестринский корпус. У входа в него сейчас сооружена небольшая звонница.

На следующем снимке - гранёный купол монастырского собора. По своей конструкции он очень напоминает купол знаменитого собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.
Вот таким увидел я этот монастырь летом 2010 года. Сейчас здесь тесно, монастырь владеет лишь небольшой частью бывшей своей территории. На ней расположены собор, бывший больничный корпус (ныне, как уже говорилось, это сестринский корпус) и часть монастырской стены со встроенной в неё часовней Иоанна Предтечи. Остальная часть территории внутри старых монастырских стен (она отделена от действующей обители некапитальной оградой) находится в ведении МВД вместе с расположенными на ней учебными и другими зданиями этого ведомства. Здесь ранее на несколько этажей был надстроен старый монастырский келейно-трапезный корпус. Сейчас это здание, выходящее фасадом на улицу Забелина, внешне выглядит довольно ветхим - осыпалась штукатурка и часть внешней кирпичной кладки на верхних этажах, накренилась в сторону улицы часть монастырской стены. Возможно, здание это будет восстановлено нынешним владельцем, но не исключена возможность его сноса и передачи земельного участка монастырю, и тогда он сможет возродиться в прежнем виде - в том, каким задумал его талантливый архитектор Михаил Быковский. А.Шурыгин, 2011 г. P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки о других духовных обителях России.

Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году.



Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века.

По материалам книги "Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории." М. 2005

Адрес: Россия, Москва, Малый Ивановский переулок
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, церковь Елисаветы, часовня Иоанна Предтечи
Святыни (не полный список): частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, икона Божией Матери «Смоленская», частички гроба преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, блаженной Матроны Московской
Координаты: 55°45"16.4"N 37°38"24.3"E

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года - в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан .

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Архитектурные памятники

Прототипом монастырского ансамбля стал знаменитый флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре . В центре обители возвышается собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он был построен в 1879 году по проекту М. Д. Быковского и имеет два придела - Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери. Как и кафедральный собор Флоренции , Иоанно-Предтеченский храм завершается выразительным граненым куполом.

Монастырь обладает уникальной планировкой внутреннего двора. Собор и окружающие его храмы и корпуса соединяют четыре одноэтажные галереи или аркады. Благодаря им, внутреннее пространство делится на небольшие прямоугольные и трапециевидные дворики.

С востока от соборного храма расположен больничный корпус с церковью великомученицы Елизаветы. Двухэтажная постройка напоминает красивые итальянские палаццо. Она была заложена в 1860 году, но строительство прерывалось русско-турецкой войной, поэтому церковь освятили только в 1879 году. В годы советской власти храм был закрыт. Помещение использовалось под клуб, а потом его занимала организация, которая ведала городскими теплосетями.

Со стороны улицы Забелина к монастырской ограде примыкает небольшая часовня Иоанна Предтечи. Одноэтажное здание с изящным порталом было построено в 1881 году. В годы советской власти здесь также располагались службы московской теплосети. Сегодня внутри часовни хранятся список с иконы с частицей мощей Иоанна Предтечи и медный обруч преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Вид монастыря со стороны Малого Ивановского переулка

В северной части обители возвышаются две симметричные колокольни, очень похожие на башни Московского кремля . Нижние ярусы обоих зданий глухие. На вторых ярусах с каждой из сторон находится по одному окну. Третий ярус занимают открытые звоны, а над ними находятся граненые шатровые завершения с маленькими золочеными главками. Изящный зубчатый декор делает обе колокольни очень нарядными.

Монастырь сегодня

В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель является действующим женским монастырем, однако она не единолично владеет территорией. В монастыре находится один из корпусов Московского университета, который принадлежит Министерству внутренних дел.

Церковные службы в обители проходят ежедневно: по будням в 7.30 и 17.00, а по воскресеньям в 8.30 и 17.00. Часовня открыта с 8.30 до 20.00.

С 2008 года в подклете соборного храма работает монастырский музей. В нем хранится закладной камень, найденный во время реставрационно-восстановительных работ. На каменной плите высечена надпись об участии в закладке монастыря митрополита Московского Филарета (XIX век). Кроме того, в музее выставлены фрагменты надгробий бывшего монастырского некрополя, старинные четки, стеклянная и керамическая посуда, дореволюционные издания, исторические фотографии и архивные дела начала прошлого века.

Вам также будет интересно:

Пророчества и изречения о последних временах
Св. Ипполит Римский (†30.01.268г.) говорит: «Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля,...
В оптиной пустыни призывают к евхаристическому общению с латинянами
Проповедь экуменизма в монастыре Оптиной Пустыни Приехали к началу Божественной Литургии в...
Во что же сложить своё добро?
Меня очень позабавила, и я подумал, а чего это у нас нет тем о том, как построить\устроить...
Комментарий оптиной пустыни
Мы с вами являемся свидетелями всеобщей апостасии, охватившей Русскую Церковь. Во главе с...
Мир живет предчувствием конца света… Тому есть множество признаков, но не следует торопить...