Программа для социально психологического тестирования обучающихся. Управление образования администрации городского округа верхотурскй. Воспитательная работа с учащимися
Отдых и увлечения. Зачатие и беременность. Что подарить. Значение имени

Ваше высокопреподобие отец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

Рубрика старец паисий святогорец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Святитель николай чудотворец

Пять районных достопримечательностей свиблова

Николай Мишустин и Леонид Перлов — о реальных зарплатах и нагрузках учителей

Смотреть что такое "наша эпоха" в других словарях

Митрополит Антоний (Мельников) Открытое письмо священнику Александру Меню Митрополит Антоний (в миру Анатолий Сергеевич Мельников)

(заявление в школу на отказ от карты учащегося)

олег васильевич щербанюк, православный эксперт

Русская духовная миссия в Иерусалиме объяснила зачем «вскрыли Гроб Господень

BonAqua и AquaMinerale — вода из под крана

Программа для социально психологического тестирования обучающихся. Управление образования администрации городского округа верхотурскй. Воспитательная работа с учащимися

Анализ проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях ГО Верхотурский Организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ относится к компетенции образовательной организации в соответствии с п. 15.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях утвержден Приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования». Тестирование проводилось в соответствии с Постановлением Администрации ГО Верхотурский от 04.02.15 г. № 76. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводилось при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее - информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводилось при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя. Для проведения тестирования руководители муниципальных образовательных организаций, проводящей тестирование: - Организовали получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий. - Утвердили поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий. - Создали комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия), и утверждили ее состав из числа работников образовательной организации. - Утвердили расписание тестирования по классам. - В качестве методики определения обучающихся, относящихся к группе риска по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ была использована анкета В.Г. Латышева (от 14 лет до 18 лет) . По завершении тестирования члены Комиссии собирали результаты тестирования, которые сгруппировали по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет), и упаковывалт членами Комиссии в пакеты. После сдачи результатов тестирования в методический отдел Управления образования, в течении 24-25 апреля проходила обработка результатов тестирования, был составлен акт результатов тестирования с указанием, образовательных организаций, принявших участие в нем (с информацией об адресах образовательных организаций, количестве участников тестирования, их возрасту и классе) , акт был передан в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области 29 апреля, электронный вариант был направлен 27 апреля. В тестировании приняли участие 9 муниципальных школ, подлежало тестированию 259 человек (от 14 до 15 лет -75 человек, от 15 лет и старше 184 человека). Приняли участие в тестировании 192 человека (от 14 до 15 лет 51 человек, от 15 лет и старше 141 человек).Не прошли тестирование 67 человек (32-по болезни,27 –отказ, 8-другие причины). По результатам тестирования было выявлено: 1.Общий уровень риска: -высокий - о человек -средний-14 человек (7 %) -низкий-162 человека (84 %) -без риска-16 человек (9 %) 2.По факторам риска: 2.1.Семейные высокий - 4 человек (2 %) -средний- 51человек (26 %) -низкий- 102 человека (53 %) -без риска-35 человек (19 %) 2.2.Индивидуальные высокий - 5 человек (2%) -средний- 8 человек (4 %) -низкий- 149 человека (77 %) -без риска- 30 человек (17 %) 2.3.Социальные 2.3.1.Окружение сверстников -высокий - 2 человека (1%) -средний- 19 человек (10 %) -низкий- 75 человек (39 %) -без риска- 96 человека (50 %) 2.3.2.Макросоциальная среда -высокий - 6 человек (3 %) -средний- 60 человек (31 %) -низкий- 110 человек (57 %) -без риска- 16 человек (9 %) 2.3.3.Школьная среда -высокий -3 человека (3 %) -средний- 59 человек (30 %) -низкий- 111 человек (57 %) -без риска- 19 человек (10 %) Менее подвержены рискам учащиеся сельских(район) школ (Меркушинская ООШ, Прокоп-Салдинская ООШ), более учащиеся городских школ (Пролетарская СОШ, СОШ № 46). В соответствии с информацией, полученной в результате тестирования, 13 мая в актовом зале Управления образования проводился круглый стол с участием зам.директора, педагогов занимающихся профилактикой ассоциальных явлений. На данном мероприятии были оглашены результаты тестирования учащихся муниципальных школ. По итогам круглого стола было принято решение: 1.Провести в каждом ОУ круглый стол на тему: «Профилактика ассоциальных явлений».Пригласить для участия в круглом столе всех субъектов профилактики. Срок до 1 декабря. 2.Активизировать работу в ОУ по профилактике ассоциальных явлений (приказ УО «Об активизации работы по профилактике правонарушений, преступности, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетих» от 12.05.15 г. № 154, приказ УО «О подготовке и проведении мероприятий в рамках областной межведомственной комплексно профилактической операции «Подросток» в 2015 году на территории ГО Верхотурский» от 12.05.15 г. № 156.Срок: постоянно. Зав.метод.отдела Бахорина Н.А.

План составлен по итогам тестирования 8-классников на употребление наркотических веществ.

Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по итогам социо-психологического тестирования»

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Южный

Тананаева В,М.

«____»___________________2017 г.

План мероприятий

по итогам проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Самарской области

на 2017-2018 учебный год

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем общества, определяющих необходимость организации решительного и активного противодействия.

Работа с обучающимися

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

Лекционно-просветительная работа с учащимися

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Классные

руководитель

«За здоровый образ жизни»

просмотр видеофильмов (5-11 классы)

Февраль - март

Классные руководители

Выпуск стенгазет, буклетов, посвященных Дню борьбы с курением, Дню солидарности в борьбе со СПИДом

Классные руководители, рук.клуба «Юный журналист»

Цикл бесед о вреде наркотиков

- «Ты попал в беду»

-«Опасная зависимость» (о наркомании, токсикомании, о вреде курения и алкоголя)»

-«Здоровые дети – будущее нации»

В течение года

Классные руководители, мед. работник

Воспитательная работа с учащимися.

    Работа по профилактической программе «Свежий ветер»

В течение года

Классные руководители

Конкурс рисунков и плакатов

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

8-11 кл. «Спорт против наркотиков».

Участие в акции «Мы выбираем жизнь!»

В течение года

Заместитель директора школы по ВР

Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь»

октябрь - апрель

Педагог-психолог, члены клуба

Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

Педагог-психолог, члены клуба

Спортивно- оздоровительные мероприятия

Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

Заместитель директора школы по ВР, учитель физкультуры

День здоровья

классные рук, учитель

физкультуры

Работа спортивных кружков и секций

В течение года

Учитель физкультуры, зам. директора по ВР

Работа с родителями и учителями

Работа с родителями.

Родительские собрания:

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

Согласно планов работы классных руководителей

Классные руководители

Анкетирование родителей.

в течение года

Кл рук, педагог-психолог

Работа с классными руководителями и учителями.

Школа классного руководителя «Методика воспитательно - профилактической работы в классе. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»

Зам директора школы по ВР, педагог-психолог

Семинары-тренинги по профилактике правонарушений и преступлений, наркомании, табакокурения, алкоголизма.

В течение года

педагог - психолог

Анализ результатов полученных в ходе социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных организациях Свердловской области в рамках « пилотного » проекта Дыненкова Е. Н., заместитель директора ГБОУ СО ЦППРиК « Ладо »




КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол 13 от 28 сентября 2011 г.) Группа риска злоупотребления психоактивными веществами – группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально - демографических, личностных, психологических и сомато - физических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ; имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно - психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.


Опросник Р. Б. Кеттела Представляет собой анкетный метод оценки индивидуально - психологических особенностей личности: особенности характера, склонности и интересы и т. п.. Согласно данной методике, для выявления обучающихся « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ используются следующие факторы: - степень эмоциональной устойчивости; - степень принятия моральных норм; - степень неискренности; - степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору « степень принятия моральных норм ». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем « неискренности », является основанием для отнесения респондента к « группе риска » и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению.


Результаты по опроснику Р. Б. Кеттела Количество обучающихся, прошедших тестирование Всего Анкет в группе риска ГР(%) Итого %


Анкета В. Г. Латышева Направлена на выявление совокупности факторов риска влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем. Данная анкета позволяет показать за счет каких именно факторов в конкретной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, то есть позволяет провести исходную оценку ситуации. Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. В качестве факторов риска и защиты представлены: - Личные факторы - Семейные факторы - Среда сверстников - Общесоциальные факторы - « Школьные » факторы


Результаты по анкете В. Г. Латышева Количество учащихся принявших участие в тестировании ГРУППА РИСКА Без риска (анкет, шт.) ГРУППА РИСКА % % Без риска Высокий риск (анкет, шт.) Средний риск (анкет, шт.) Низкий риск (анкет, шт.) % Высокий риск % Средний риск % Низкий риск %14.19%50.43%34.61%




Семейными факторами риска являются: – несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; – неправильные воспитательные стили: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку; – развод родителей, воспитание одним родителем (в неполной семье); – неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют наркотиками, алкоголем или страдают от психических заболеваний; – наличие хронических семейных конфликтов; – постоянная занятость родителей; – утрата или болезнь одного из родителей.




Индивидуальными факторами риска являются: – стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий; – проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности); – недостаток самоуважения; – снижение мотивации достижений; – низкая способность к рефлексии и заботе о себе; – незрелость эмоционально - волевой сферы; ; – стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, « негативной » аффективности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;


Индивидуальными факторами риска являются: – неполноценная психосексуальная организация; – агрессивность и нетерпимость; – склонность к регрессивному поведению; – отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению; – подчиненность среде; – неадекватное восприятие социальной поддержки; – слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг - поведения. Специфическим индивидуально - психологическим фактором риска злоупотребления ПАВ можно считать: – установку на употребление ПАВ; – факт употребления психоактивных веществ.




Социальными факторами риска (взаимоотношения со сверстниками) являются: – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением; – отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками; – принадлежность к « отвергнутым » или к тем, кто находится в контакте с « отвергнутыми » детьми; Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать: – одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка; – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ.




Социальными факторами риска (макросоциальная среда) являются: – ухудшение социально - экономической ситуации в стране; – ценностный плюрализм; Специфическими факторами риска злоупотребления психоактивными веществами, проявляющимися на макросоциальном уровне являются: – доступность психоактивных веществ; – мода на употребление психоактивных веществ; – несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; – традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.




– раннее асоциальное поведение в образовательной организации; – академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; – социально - психологический климат образовательного учреждения; – конфликтные отношения со сверстниками и педагогами; – частая смена образовательных учреждений; – школьная дезадаптация; – стрессовая тактика педагогического воздействия; – недостаточная грамотность педагогов в вопросах физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья обучающегося; Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательной организации, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ (в том числе курения) обучающимися и педагогами. Социальными факторами риска (школьная среда) являются:




Семейные защитные факторы – система позитивной семейной поддержки; – позитивные взаимоотношения в семье, адекватное выражение любви к ребенку; – привязанность к семье; – приверженность семейным ценностям; – высокий уровень образования родителей; – крепкие семейные узы; – активная роль родителей в жизни детей; – понимание проблем и личных забот детей; – ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).


Индивидуально - психологические защитные факторы Поведенческая сфера - социальная компетентность; - владение эффективными стратегиями поведения; - владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ Мотивационно - потребностная сфера - антинаркогенная установка; - развитая ценностная мотивационная структура личности; - наличие жизненных ценностей и перспектив, несовместимых с наркотизацией; - вовлечение в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации; - ориентированность на ведение здорового образа жизни


Индивидуально - психологические защитные факторы Эмоциональная сфера - эмоциональная устойчивость; - способность к отсроченной разрядке напряжения; - способность контролировать аффект; - сформированность чувства преданности и близости; - высокий уровень эмпатии; - здоровое и развитое чувство юмора. - Когнитивная сфера - осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ; - развитые ресурсы когнитивной сферы; высокий созидательный потенциал


Индивидуально - психологические защитные факторы Духовная сфера - твердые моральные принципы и убеждения; - сформированная позиция по отношению к любви, жизни, вере, духовности; - убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе; - ценности культурных традиций; - позитивная « Я - концепция »; - адекватная самооценка




Макросоциальные защитные факторы – развитость системы комплексной психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и молодежи; – совершенствование законодательной базы в отношении потребления ПАВ несовершеннолетними; – усиление активных действий региональной общественности; – развитие системы дополнительного образования; – развитие сети игровых и спортивных площадок.


Факторы защиты, проявляющиеся в образовательной организации: – повышение общего качества обучения, усиление связи обучающихся со школой; – успешное участие в общественных мероприятиях; – поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях; – негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления; – сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками; – повышение квалификации педагогов и администрации по вопросам профилактики употребления ПАВ; – развитие волонтерского движения; – функционирование служб медиации в образовательных организациях.


Основные направления работы с подростками « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ Деятельность педагогического коллектива: – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков; – составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей); – изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;


– вовлечение учащихся в различные виды положительно - активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; – изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей образовательного учреждения) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики; – расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.


Индивидуально - профилактическая работа с подростками: ­– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения; – посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам; – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; – посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; – вовлекать подростков в общественно - значимую деятельность, объединения дополнительного образования; – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;


– изучить интересы, склонности способности учащихся « группы риска » с целью использования их в коррекционной работе; – установить, входит ли « трудный ребёнок » в другие компании; – привлекать детей « группы риска » к участию в культурно - массовой, спортивной работе; – особое внимание уделять их интересам и предпочтениям; – организация занятий для детей « группы риска » по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов; – привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении.


Работа с родителями: – просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев); – психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т. д.); – психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.) на встречи с родителями. – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;


– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; – разработка основных правил семейного воспитания; – создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку; – всестороннее психолого - педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики; – способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.



Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 СПРАВКА о результатах социально-психологического тестирования, проведенного в учебном году Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее тестирование) проводится в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от, Приказа Министерства образования и науки Пермского края от СЭД «О проведении социально-психологического тестирования учащихся 9, 11 классов общеобразовательных организаций и студентов 1 курса профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Пермского края, в учебном году», Приказа управления образования Администрации Осинского муниципального района 523 от года 605 «О проведении социально-психологического тестирования учащихся 9, 11 классов общеобразовательных организаций Осинского муниципального района» Цель тестирования определение рисков формирования наркозависимого поведения, выявления обучающихся входящих в «группу риска», подлежащих медицинскому диагностическому обследованию. В качестве методического инструментария для проведения социальнопсихологического тестирования обучающихся была использована методика «Психодиагностический опросник «Наркориск» разработанная группой ученых ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» в составе доктора психологических наук, доцента Сыркина Л.Д., кандидата психологических наук Зуйковой А.А., кандидата исторических наук, доцента Ляпина А.С. и кандидата педагогических наук Сафронова А.А.

2 В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от тестирование проводилось на основании добровольного информированного согласия (в письменной форме) обучающихся либо их родителей (законных представителей). Перед проведением тестирования был проведен семинар с социальными педагогами и педагогами-психологами образовательных организаций: - «Организация проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ В тестировании приняли участие 400 обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте лет, из них: обучающихся 9 класс, - 29 обучающихся 10 класс, - 92 обучающихся 11 класс. В результате тестирования выявлено: 1. Рискометрический нейтральный показали 298 обучающихся, 2. Абулистический 43 обучающихся, 3. Конформный выявился у 10 обучающихся, 4. Гедонистический показали 9 обучающихся, 5. Когнитивно-деструктивный выявили 5 обучающихся, 6. Асоциальный выявили 4 обучающихся. По результатам тестирования можно сделать вывод, что 80,76% обучающихся общеобразовательных организаций Осинского муниципального района характеризуются отсутствием ярко-выраженных пиковых значений по представленным в вопроснике личностным сферам, что свидетельствует о диагностической стабильности психосоциального развития и сниженных рисках склонности к наркозависимому поведению в данный период онтогенеза.

3 Приложение 1 Район Учреждение Осинский район График Рискометрический Общее количество профилей: 298 нейтральный Гедонистический Общее количество профилей: 9 Абулистический Общее количество профилей: 43 Асоциальный Общее количество профилей: 4 Конформный Общее количество профилей: 10 Когнитивнодеструктивный Общее количество профилей: 5 Всего записей 400 (прошедших тестирование) Действительных 369 Недействительных Гедонистический личности (мотивационно-потребностная сфера). Основной потребностью, для данной категории лиц, является стремление к получению удовольствий. Такие люди целенаправленно ищут новые впечатления и ощущения. Получение приятных ощущений и эмоций без особых психоэмоциональных затрат становится основным мотивом деятельности. Важным является то, что, испытав однажды удовольствие от чего либо, такие люди стремятся испытывать подобные ощущения в тех же условиях и в связи с тем же объектом. Аддиктивная активность у данной категории может оформляться в виде стереотипизации действий, направленных на получение удовольствия. В тоже время у них проявляются инфантильные черты, связанные с неспособностью получать удовольствие от успешного выполнения социально значимой деятельности. Инфантилизм выражается в стремлении избегать

4 ситуаций, предполагающих какое-либо волевое усилие. Особенно ярко это проявляется в ведущих видах деятельности. У данной категории подростков возникают сложности в формировании социально одобряемых реакций 2. Абулистический личности (эмоционально-волевая сфера). Для данного профиля личности характерно безволие и бесхарактерность, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособность выполнить действие, необходимость которого осознаётся; неспособность принять волевое решение. Не способен самостоятельно организовать свободное время. Берется за многие дела, но редко доводит их до конца. В поведенческих реакциях преобладает эмоциональная неустойчивость, обусловленная стремлением компенсировать невозможность достигать поставленных целей, как в жизни, так и в межличностных отношениях. Также у данного профиля личности, проявляется слабость механизмов самоконтроля. Аддиктивное поведение формируется на фоне слабого внешнего контроля ближайшего социального окружения (семья, школа). В рискометрических ситуациях такие подростки могут начать прием психоактивных веществ, в тоже время, ими не осознается потенциальная угроза формирования зависимого поведения. 3. Асоциальный личности (нормативно-поведенческая регуляция). Для подростков данной категории характерно частое нарушение дисциплины. Это проявляется в неуважительном отношении к старшим, частых конфликтах с одноклассниками и учителями (реакции эмансипации по А.Е. Личко). Лица асоциального профиля часто беспричинно могут обидеть человека. В ситуациях причинения вреда окружающим им не свойственно чувство вины, и они не склонны просить прощения, даже если знают, что виноваты. У подростков, относящихся к данному профилю, возникают трудности в усвоении социальных норм и правил поведения в обществе. Аддиктивное поведение формируется на фоне уверенности в том, что психофизиологические и социальные последствия употребления психоактивных веществ их не затронут. 4. Конформный личности (шкала социальных рисков). У представителей данного профиля, а наблюдается несформированость адекватной Я-концепции. Подобные нарушения не позволяют подростку в полной мере ощущать свою автономность, что способствует возникновению явлений созависимости, подчиненности и конформизма. Часто у данной категории подростков низкая самооценка и самоуважение, одноклассники не принимают их в свою группу. Это обстоятельство может способствовать вовлечению этих подростков в различные субкультуры и неформальные молодежные объединения, что в определенной степени обусловливает развитие аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение формируется на фоне стремления повысить

5 самооценку и самоуважение за счет принадлежности к неформальной подростковой группе. 5. Когнитивно-деструктивный личности (ценностно-смысловая сфера). Данный характеризуется несформированостью ценностей, смыслов и низким уровнем притязаний. Кроме того, отмечается нарушение социальноодобряемых способов удовлетворения потребностей. Лица данного профиля легко принимают и усваивают взгляды, позиции и мнения окружающих, в силу отсутствия критического мышления, поверхностности и примитивизма суждений. Отмечается поверхностная привязанность к друзьям и родственникам. Такой подросток выделяется среди сверстников тем, что любит слоняться без дела, у него отсутствует интерес к учебной деятельности, занятиям спортом, посещением различных секций и кружков и т.д. Деструктивные элементы формирования когнитивной сферы таких подростков выражаются в нарушении социальных функций и ролей.


Министерство образования и науки Московской области Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный социально-гуманитарный институт»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Локтева А.В. Введение. Семейная депривация оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как на психологическом,

Утвержден Приказом директора ОГБПОУ «Усольский Медицинский техникум» 130 от 04 октября 2016г. План мероприятий по организации и проведению обучающихся в образовательной организации, направленного на выявление

Аддиктивное поведение это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных

2.2. Задачи социально-психологической службы: 2.2.1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование способности к самовоспитанию, саморазвитию,

Особенности школьной адаптации. Переход учащихся из начальной школы в среднюю, начало предметного обучения, это новый этап жизни ребенка. В это время дети доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет,

Обобщение и анализ эффективности использования в деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга методик раннего выявления учащихся «группы риска» 2013 Цыганкова Н.И. В соответствии

71 Сиротюк Алла Леонидовна, доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской

Психология ПСИХОЛОГИЯ Герасимова Вера Вадимовна канд. психол. наук, старший преподаватель ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» г. Казань, Республика Татарстан Чеверикина Елена

План работы социально-психологической службы на 2016-2017 учебный год Цель: осуществление психолого-ического сопровождения обучающихся в процессе обучения, создание условий для охраны здоровья и полноценного

Муреева Евгения Владимировна магистрант ФГБОУ ВПО Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара г. Арзамас, Нижегородская область Мотивации младших подростков в период перехода на

Муниципальное общеобразовательное учреждение Медведковская основная общеобразовательная школа Диагностика личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Педагог-психолог ГБОУ гимназии 1577 (Подразделение 2) Сергеенко Инна Алексеевна Взаимодействие педагога- психолога с классным руководителем в организации образовательного пространства учащегося Педагог

Отчет о работе педагога-психолога МОУ «Лицей 22» в 2017 году (2017-2018 учебный год) Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий,

Риски взросления современных детей в контексте семейного воспитания Яковенко Татьяна Дмитриевна, заведующая отделом здоровья и развития детей МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцент ФГБОУ ВПО «НГПУ» Вопрос для

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника Предлагаемая ниже методика представляет собой вариант известной методики Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Методика может проводиться фронтально и индивидуально.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Ким Антон Игоревич студент Черная Елена Васильевна руководитель научно методического центра Южно Сахалинский педагогический колледж ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВОДЯЩЕГО АНОНИМНОЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ НАРКОПОТРЕБИТЕЛЕЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КУРГАНСКОЙ

План работы школьного психолога ЧУОО «Международная школа» на 2017 2018 учебный год Педагог-психолог ЧУОО «Международная школа» Лауреат премии Правительства РФ в области образования Кандидат психологических

Особенности подростков зависимых от компьютерных игр Причины формирования виртуальной игровой зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Гулина Ольга Владимировна студентка Писненко Александр Георгиевич доцент, канд. психол. наук ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.

УДК 159.92 Степанова Н.В., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Оренбургский государственный медицинский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7» ПРИКАЗ 04.10.2017 729 Об организации добровольного тестирования (социально-психологического) с целью профилактики

Васильева Валентина Сергеевна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 города Аши Челябинской области (с начальной профессиональной подготовкой) СТАТЬЯ

1 Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у младших подростков Киреева А.А. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина The relationship of self-esteem and sociometric

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 Приморского района г. Санкт-Петербурга АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе педагога-психолога Костиной А.В. за 2017-2018

Отчет по результатам мониторинга сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся 1-3 классов Новый стандарт предъявляет существенно высокие требования к уровню подготовки выпускников

Психодиагностический комплекс "Люнисо" ООО "Институт Прикладной Психологии". 1993-2015 г.г. Все права защищены. Обследуемый Гончарова Людмила Николаевна Дата обследования: 27.10.2013; Возраст на момент

1.1.2. Общая характеристика адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития. Адаптированная образовательная программа формируется с учетом

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Турмаханова С.А., Бейсемби К. Т. Южно-Казахстанский гоударственный педагогический институт г. Шымкент, Казахстан Реализация человеком своей

Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников Выполнила воспитатель Михайлова И.В. Социальная компетентность - качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями

Отчет педагога-психолога Качан Е.Э. за I полугодие 2015-2016 учебного года Основной целью психолого-педагогической службы в школе является: создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих

Аналитическая справка о результатах работы общественного формирования по профилактике наркомании «Здоровье +» за 2016-2017 учебный год В марте 2017 году в школе начало свою деятельность общественное формирование

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Аналитическая справка по психологическому исследованию процесса адаптации учащихся 10А класса ГБОУ СОШ 240 2017-2018 учебный год Адаптация процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж» Шатило Г. С. «03» сентября 2018 г. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА 2018/2019 уч. год. Содержание работы п/п I. Организацтонно-методическое

Психогенная школьная дезадаптация, ее причины и возможные пути коррекции Со стартом учебной деятельности в жизни ребенка начинаются большие изменения. На этом этапе психика ребенка может испытывать нагрузку

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский исследовательский национальный государственный университет

Календарно-тематический план педагога-психолога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 59» г.курска Гришаевой Т.Н. на 2014/2015 учебный год Тема: Цели: 1.Психологическая диагностика уровня потенциального

И.К. Шалаев, Г.А. Воронина, г. Барнаул ЛИЧНЫЙ МОНИТОРИНГ И ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТОИНСТВ ШКОЛЬНИКА Педагогам и родителям известно, что очень многие школьники недостаточно реализуют свои возможности

Изучение психологических характеристик чувства вины у преступников раннего юношеского возраста с различным уровнем агрессивного поведения Смирнова А.Р., студентка факультета педагогики и психологии Нижневартовского

План работы психолого-педагогической службы ГБОУ Школа 1250 на 2018-2019 учебный год. Цель: 1. Содействие гармоничному развитию ребенка в условиях образовательного процесса. 2. Создание системы социально

Подходы к оценке эффективности программы первичной профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними «Я за себя отвечаю» Программа первичной профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними

О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. МД-1197/06 Правовые основания для разработки Концепции: 1. ФЗ от 8 января

Порядок работы с девиантными детьми включает три основных этапа: выявление, диагностика, коррекция и, в качестве дополнительного, профилактическую работу. Участниками работы по выявлению обучающихся с

35 Н.Ф. Кравцова Психологические детерминанты формирования ценностного самоотношения у детей подросткового возраста Исследование самоотношения личности на протяжении многих лет является традиционной проблемой

Положение о службе социально-психологического сопровождения обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 887» 1. Общие положения. Служба социально-психологического

Тематические родительские собрания по программе «Ответственное родительство» на ДЕКАБРЬ Классы Родительские собрания 1 Тема 5. Учение основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь

Пояснительная записка К образовательной программе Э. М. Александровской «Шаг в будущее» Педагога психолога Журавлевой Ирины Николаевны Возраст детей, обучающихся по программе составляет 3 лет Срок реализации

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогика ПЕДАГОГИКА Спирина Валентина Ивановна д-р пед. наук, профессор, декан Спирина Мария Леонидовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир,

Т. Ю. Шайдурова ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Сегодня наше общество сталкивается с рядом проблем. Нет ни одной сферы деятельности, которая не

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа развития эмоционально волевой и коммуникативной

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ Воронина А.С., воспитатель МДОУ 7 г. Черемхово Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего

Негосударственное образовательное учреждение «Частная Школа «Дипломат» ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол / от «; /» o J 2«-в года Негосударственное образовательное учреждение «Частная школа

Что нужно знать родителям о готовности к школе детей дошкольного возраста. ВОПРОС Что подразумевает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе? Мотивационная готовность обеспечивает положительное

Г.М. Пикалова, БГПУ РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из главных прикладных задач в психологии управления является повышение эффективности деятельности управления. Существуют

Приложение 1 к приказу от 31.08 2016г. 02-02-444 Положение о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 26» Утверждаю Директор МАОУ «СОШ 26» Мункоева Л.В План психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»

Выявление факторов риска, способствующих формированию негативных проявлений среди детей и подростков 07 октября 2016 года М.Н. Утицына, начальник отдела Министерства образования Республики Карелия Формирование

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

УДК 159.973 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3 О. В. Защиринская, П. Ю. Кулага ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 Развитие умственно отсталого ребенка

Анализ психофизиологических предпосылок подростков с асоциальным поведением Асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих

Как работает школьный психолог? Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБОУ СОШ 771 (г.москва) Детковской О.В. персональный сайт http://detok.org Психологическая профилактика Психологическая реабилитация

Аннотация к рабочей программе «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний» В последнее время в нашей стране отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные

«СОГЛАСОВАНО» Директор МБОУ «СОШ«ЦО«Кудрово» Соловьев И.Ю. 20 г. ПЛАН РАБОТЫ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - ГУЩИНОЙ В.Н. Ознакомлена Гущина В.Н. Подпись Дата Цели: 1. Создание системы психолого-педагогического

Актуальность проблематики аддиктивного поведения (от англ. addiction зависимость, склонность, пагубная привычка) остается неизменно острой в психологической науке и практике. Существующие исследования

План работы педагога-психолога МОУ «Лицей 22» на 2016-2017 учебный год Приложение 9 к приказу от 201 г. Виды работы: 1) психопрофилактика, просветительская работа; 2) психологическое консультирование;

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

«Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»

Долгосрочные исследования, проводимые в последние 30 лет, показали, что развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.

Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. Эффективность подхода, основанного на анализе факторов риска, подтверждается исследованиями профилактических программ. Эти исследования доказывают, что программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.

Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников). В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения (NIDA, 1997). Считается, что влияя на факторы риска и защиты, возможно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.

В основе модели факторов риска и защиты лежит процесс определения показателей (факторов), влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем, и работа с этими выделенными для данной территории на данный момент времени факторами. Безусловно, в жизни человека присутствуют как факторы риска, так и факторы защиты. Таким образом, в самых общих чертах, вся работа по профилактике основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.

Традиционно факторы риска и защиты разделяют на три группы: «личные», «семейные» и «социальные». Последние, в свою очередь, можно разделить на затрагивающие среду друзей (ближнее окружение), общесоциальные и «школьные», которые мы выделяем особо, ведя разговор о подростках. Приведем перечень наиболее важных, по мнению исследователей, факторов риска и защиты.

1. Личные факторы. Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.

2. Семейные факторы. Система распределение ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ, система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.

3. Среда сверстников. Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.

4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.

5. «Школьные» факторы. Успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.

Для исследования факторов риска предлагается использовать специальный исследовательский инструмент, который позволяет определить приоритеты в проведении профилактических программ (Шипицына Л.М., 2001, Санкт-Петербург). Он показывает за счет каких именно факторов на данной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами и какими именно, то есть провести исходную оценку ситуации.

Цель исследования - выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками на территории.

Предмет исследования: выявление совокупности факторов риска и защиты от наркозависимости.

Подросткам предлагается ответить на вопросы анкеты (82 вопроса). Исследование носит анонимный характер. Подростки отмечают только свой возраст. В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого подростка и необходимость ответов исходящих из собственных представлений о данной проблеме. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого подростка и необходимость ответов исходящих из собственных представлений о данной проблеме. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

Для обработки результатов б ыли выделены следующие факторы риска и защиты:

1. Семейные:

Отношения с родителями (вопросы 36, 74, 75, 76, 77, 78, 79)

Смена места жительства (вопросы 60, 65)

Система контроля в семье (вопросы 67, 70, 71, 72, 73)

Конфликтность в семье (вопрос 69).

2. Индивидуальные:

Успешность (вопросы 10, 15)

Отношение к употреблению психоактивных веществ (вопросы 30, 31, 34, 38, 43, 44, 45, 46)

Отношение к насилию (вопросы 26, 27, 37)

Протестные реакции (вопрос 28)

Наличие позитивных жизненных ориентиров (вопросы 32, 33, 40, 41, 42)

Опыт употребления психоактивных веществ (вопросы 47, 48)

Наличие кризисных ситуаций (вопрос 66)

Лозунг жизни (вопрос 82).

3. Взаимоотношения со сверстниками:

Влияние среды. Ассоциирование с асоциальным поведением (вопросы 20, 21, 22, 23, 24, 25, 35)

Социально - психологический климат микросреды (вопросы 63, 81).

4. Общественные (социальные):

Участие в общественной деятельности (вопрос 29)

Отношение к религии (вопрос 39)

Доступность психоактивных веществ (вопросы 49, 50, 51)

Социальная «близость» с потребителями психоактивных веществ (вопросы 52, 53, 54, 68)

Связь с микросоциумом (вопросы 55, 56, 57, 58, 59, 61)

5. Школьные:

Успеваемость (вопросы 6, 16)

Посещаемость (вопрос 7)

Участие в школьном самоуправлении (вопросы 8, 9, 17, 18)

Организация школьного досуга (вопрос 11)

Отношения с учителями (вопросы 12, 80)

Социально-психологический климат (вопрос 13)

Интерес к учебе (вопрос 19)

Смена школы (вопрос 62, 64)

Связь семьи и школы (вопрос 14).

Анкета заполняется просто. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее точным. Выбранный ответ (букву выбранного варианта ответа) следует о тметить в бланке ответов (смотри в конце анкеты). Если Вы не нашли такого варианта ответа, пометьте тот, который Вам ближе всего.

(Обращаем Ваше внимание, что вопросы анкеты Г.В. Латышева начинаются с 6-го вопроса!!!)

6. Какие оценки Вы обычно получали в школе в прошлом году?

А) В основном отлично;

Б) В основном хорошо;

В) В основном удовлетворительно;

Г) В основном неудовлетворительно.

7. Сколько уроков вы пропустили за последние четыре недели?

А) Ни одного;

Б) Не больше четырёх;

Г) Больше десяти;

В) Не больше десяти.

8. В моей школе ученикам предоставлена возможность самоуправления

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

9. Учителя привлекают меня к внеклассной работе

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

10. Мои учителя отмечают мою хорошую учебу и дают мне это понять

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

11. В моей школе открыты широкие возможности для участия в спортивной, клубной и др. общешкольной жизни

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

12. В моей школе ученики могут свободно разговаривать один на один с учителем

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

13. В моей школе я чувствую себя в безопасности

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

14. Школа информирует моих родителей о моих успехах

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

15. Учителя поощряют мои старания

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

16. Ваши оценки лучше, чем у большинства ваших одноклассников?

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

17. Мне предоставляются возможности участвовать в общественной деятельности класса

А) Нет;

Б) Скорее нет;

В) Скорее да;

Г) Да.

18. Ощущаете ли Вы важность и значимость школьной работы, в которой вы участвуете?

А) Почти всегда;

Б) Часто;

В) Иногда;

Г) Никогда.

19. Насколько Вам интересны школьные предметы?

А) Очень интересные и развивающие

Б) Довольно интересные

В) Не очень интересные

Г) Малоинтересные или совсем не интересные

20. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, совершая кражу

А) Сильно ошибаются;

Б) Ошибаются;

В) Несильно ошибаются;

Г) Не ошибаются.

21. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, провоцируя драку

А) Сильно ошибаются;

Б) Ошибаются;

В) Несильно ошибаются;

Г) Не ошибаются.

22. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, прогуливая школу, когда родители об этом не догадываются

А) Сильно ошибаются;

Б) Ошибаются;

В) Несильно ошибаются;

Г) Не ошибаются.

23. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, употребляя алкогольные напитки

А) Сильно ошибаются;

Б) Ошибаются;

В) Несильно ошибаются;

Г) Не ошибаются.

24. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, которые курят сигареты

А) Сильно ошибаются;

Б) Ошибаются;

В) Несильно ошибаются;

Г) Не ошибаются.

25. Насколько, по Вашему мнению, ошибаются ровесники, которые курят марихуану или употребляют другие наркотики

А) Сильно ошибаются;

Б) Ошибаются;

В) Несильно ошибаются;

Г) Не ошибаются.

26.Считаете ли Вы возможным отстаивать свои интересы с применением физической силы?

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

27.Согласны ли Вы с утверждением, что цель оправдывает средства?

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

28. Я часто делаю противоположное тому, что говорят мне родители, для того, чтобы разозлить их

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

29. Являетесь ли Вы участником какого-либо неформального общественного движения или общественной организации?

А) Нет

Б) Да

30. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы курите сигарету?

А) Никаких или очень мало

Б) Немного

В) Довольно большие

Г) Очень большие

31. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы употребляете алкогольные напитки?

А) Никаких или очень мало

Б) Немного

В) Довольно большие

Г) Очень большие

32. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы активно занимаетесь спортом?

А) Никаких или очень мало

Б) Немного

В) Довольно большие

Г) Очень большие

33. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы хорошо учитесь?

А) Никаких или очень мало

Б) Немного

В) Довольно большие

Г) Очень большие

34. Каковы шансы, что Вы будете смотреться крутым, если вы курите марихуану или другие наркотики?

А) Никаких или очень мало

Б) Немного

В) Довольно большие

Г) Очень большие

35. Вы с другом рассматриваете компакт-диски в музыкальном магазине. Вы замечаете, что он/она украла диск. Он/она говорит, улыбаясь, «Какой тебе хочется? Давай, возьми, пока никто не видит». Никого нет рядом, ни работников, ни других покупателей. Что Вы будете делать?

А) Заберете диск и уйдете из магазина

Б) Пропустите мимо ушей

В) Скажете, чтобы он/она вернула диск

Г) Обратите это в шутку, и скажете, чтобы он/она положил(а) диск назад

36. 8 часов вечера и Вы собираетесь пойти к другу, когда ваша мать спрашивает, куда вы идете. Вы говорите: «Я только пойду потусуюсь с друзьями». Она не отпускает вас. Что вы будете делать?

А) В любом случае пойдете

Б) Будете с ней спорить

В) Придумаете какую-нибудь причину, скажете, когда вы вернётесь и попросите разрешения идти

Г) Ничего не скажете и останетесь дома заниматься своими делами

37. Вы посетили другую часть города, и Вы не знаете там никого вашего возраста. Вы идете по улице, а незнакомый человек вашего возраста идет вам навстречу. Он примерно вашего роста, и мог бы пройти мимо, но специально вас толкает, так что вы чуть не падаете. Что Вы скажете или сделаете?

А) Сами толкнете человека

Б) Скажете «извините меня» и пойдете дальше

В) Скажете «смотри, куда идешь» и пойдете дальше

Г) Выругаетесь и уйдете

38. Вы у кого-то на вечеринке и один из ваших друзей предлагает Вам алкогольный напиток. Что Вы скажете или сделаете?

А) Выпьете

Б) Скажете вашему другу: «Нет, спасибо, я не пью» и предложите вашему другу сделать что-нибудь другое

В) Скажете: «Нет, спасибо» и уйдете

Г) Вежливо извинитесь, скажете, что у вас еще есть дела и уйдете

39. Как часто Вы посещаете церковные службы и другие мероприятия религиозной направленности?

А) Никогда

Б) Редко

В) 1–2 раза в месяц

Г) Примерно раз в неделю или больше

40. Важно думать, прежде чем делать что-либо

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

41. Считаете ли вы себя «правильным» человеком

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

42. Я часто действую, не задумываясь о последствиях

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

43. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они курят одну или больше пачек сигарет в день

А) Никакой

Б) Небольшой риск

В) Умеренный риск

Г) Большой риск

44. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они курят марихуану

А) Никакой

Б) Небольшой риск

В) Умеренный риск

Г) Большой риск

45. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они употребляют энергетические напитки

А) Никакой

Б) Небольшой риск

В) Умеренный риск

Г) Большой риск

46. Как Вы думаете, какова вероятность вреда для людей, если они употребляют алкогольные напитки хотя бы 1 раз в неделю

А) Никакой

Б) Небольшой риск

В) Умеренный риск

Г) Большой риск

47. Как часто Вы курили сигареты в течение прошедших 30 дней?

А) Вообще не курил(а)

Б) Меньше одной сигареты в день

В) От 1 до 10 сигарет в день

Г) Более 10 сигарет в день

48. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотики?

А) Нет

Б) Да

49. Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести

пиво, вино или крепкие напитки, легко ли это сделать?

А) Очень легко

Б) Довольно легко

В) Довольно сложно

Г) Очень сложно

50. Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести сигареты, легко ли это сделать?

А) Очень легко

Б) Довольно легко

В) Довольно сложно

Г) Очень сложно

51. Если кто-то из Ваших близких знакомых сверстников захотел приобрести

наркотики, легко ли это сделать?

А) Очень легко

Б) Довольно легко

В) Довольно сложно

Г) Очень сложно

52. Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом употребляли марихуану или другие наркотики?

А) Да

Б) Нет

53. Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом продавали или имели дело с наркотиками?

А) Да

Б) Нет

54. Знаете ли Вы взрослых, которые в прошлом делали незаконные вещи, которые могли привести к осложнениям в отношениях с полицией

А) Да

Б) Нет

55. Если мне придется уехать, я буду скучать о тех людях, которые окружали меня в последнее время

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

56. Мои соседи замечают, когда я делаю хорошую работу, и дают мне это понять

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

57. Я люблю район, в котором я живу

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

58. Рядом со мной живет много взрослых, с которыми я могу разговаривать о важных проблемах

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

59. Люди часто меняются в моем окружении

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

60. Сколько раз, со времен детского сада, Вы меняли место жительства.

А) Никогда

Б) 1 или 2 раза

В) 5 или 6 раз

Г) 7 или более раз

61. Среди взрослых есть люди, которые гордятся Вами, когда Вы делаете что-либо хорошо.

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

62. Меняли ли Вы школу в прошлом году.

А) Да

Б) Нет

63. Вы чувствуете себя в безопасности, когда находитесь в кругу своих близких и друзей.

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

  1. Сколько раз за всю жизнь Вы меняли школу?

А) Никогда

Б) 1–2 раза

В) 3–4 раза

Г) 5–6 раз

Д) 7 и более раз

65. Меняли ли Вы местожительство за последний год?

А) Да

Б) Нет

66. Бывают ли в Вашей жизни ситуации, которые кажутся Вам
безвыходными.

А) Постоянно

Б) Часто

В) Иногда

Г) Практически никогда

67. В моей семье существуют четкие правила.

А) Да

Б) Скорее да

В) Скорее нет

Г) Нет

68. Были ли когда-нибудь у кого-либо в Вашей семье проблемы с алкоголем/наркотиками.

А) Да

Б) Нет

69. Члены моей семьи часто обижают и кричат друг на друга

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

70. Один из моих родителей всегда знает, где и с кем я провожу время

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

71. Мои родители хотят, чтобы я звонил, когда собираюсь прийти поздно домой

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

72. Заметят ли ваши родители, если вы выпьете пива, вина или крепких алкогольных напитков без их разрешения

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

73. В моей семье существует правило на отказ от употребления алкоголя и наркотиков

А) Нет

Б) Скорее нет

В) Скорее да

Г) Да

74. Ваши родители замечают, когда Вы делаете что-нибудь хорошее и дают Вам об этом знать

А) Никогда или почти никогда

Б) Иногда

В) Часто

Г) Всегда

75. Как часто Ваши родители говорят, что гордятся Вашими поступками

А) Никогда или почти никогда

Б) Иногда

В) Часто

Г) Всегда

76. Делитесь ли Вы своими мыслями и чувствами с папой или мамой (или взрослыми, которые их заменяют)

А) Да

Б) Нет

В) Редко

Г) Не всегда

77. Если у Вас есть личные проблемы, Вы можете обратиться к маме или папе (или взрослым, которые их заменяют) за помощью

А) Да

Б) Нет

В) Редко

Г) Не всегда

78. Что обычно Вы предпринимаете в трудных жизненных ситуациях?

А) обращаюсь за помощью к родителям или родственникам

Б) обращаюсь за помощью к друзьям

В) обращаюсь за помощью к специалистам

Г) рассчитываю только на себя

79. Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения родителей

А) Да

Б) Иногда

В) Редко

Г) Нет

80. Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения педагогов

А) Да

Б) Иногда

В) Редко

Г) Нет

81. Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнения друзей

А) Да

Б) Иногда

В) Редко

Г) Нет

БЛАНК ОТВЕТОВ (анкета Г.В. Латышева)

Занесите, пожалуйста, Буквы выбранных ответов в «Бланк ответов».

Возраст___________________________________

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ АНКЕТ:

  1. Сравните ответы с ключом :

Номер вопроса

Ответы

Номер вопроса

Ответы

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

Риска нет

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

Риска нет

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Б**

Б/В/Г

-

-

А/Б/В

40

Г

В

Б

А

79

Г

В

Б

А

41

Г

В

Б

А

80

Г

В

Б

А

42

А

Б

В

Г

81

Г

В

Б

А

43

А

Б

В

Г

82***

44

А

Б

В

Г

* - если общее число пропущенных уроков больше, чем пропущенных по болезни.

** - если общественное движение или общественная организация пропагандирует просоциальные, развивающие человека и общество цели и задачи.

*** - Риска нет, если лозунг отражает установку на развитие, сохранение и укрепление здоровья, безопасность, бережное отношение к окружающим людям и окружающей среде. Высокий риск есть, если лозунг отражает отсутствие смысла и целей в жизни или стремление к получению благ любой ценой. Средний риск – лозунга нет или он отражает отсутствие самоопределения в жизни. Низкий риск – если лозунг отражает неустойчивость в самоопределении.

2. Подсчитывается общий уровень риска . Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск – 4 балла, средний риск – 3 балла, низкий риск 2 балла, риска нет – 1 балл. Сумма баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.

Высокий риск – 249 - 308 баллов

Средний риск – 191 – 248 балл

Низкий риск – 120 – 190 балла

Риска нет – от 77 – 118 баллов

3. Оценка риска по факторам :

Уровень риска

Факторы

Семейные, баллы

Индивидуальные, баллы

Социальные, в баллах

Окружение сверстников

Макросоциальная среда

Школьная среда

Высокий риск

47 – 60

80 - 92

30 - 36

47 – 60

47 – 60

Средний риск

34 – 46

57 – 79

23 – 29

34 – 46

34 – 46

Низкий риск

23 – 33

34 – 56

15 – 22

23 – 33

23 – 33

Риска нет

15 - 22

23 – 33

9 – 14

15 - 22

15 - 22

Списки, анкеты с обучающимися группы риска направлять центр мониторинга автономного учреждения дополнительного профессионального учреждения ХМАО-Югры «Институт развития образования» [email protected] . Телефон. 8-3467-92-83-38

Вам также будет интересно:

Пророчества и изречения о последних временах
Св. Ипполит Римский (†30.01.268г.) говорит: «Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля,...
В оптиной пустыни призывают к евхаристическому общению с латинянами
Проповедь экуменизма в монастыре Оптиной Пустыни Приехали к началу Божественной Литургии в...
Во что же сложить своё добро?
Меня очень позабавила, и я подумал, а чего это у нас нет тем о том, как построить\устроить...
Комментарий оптиной пустыни
Мы с вами являемся свидетелями всеобщей апостасии, охватившей Русскую Церковь. Во главе с...
Мир живет предчувствием конца света… Тому есть множество признаков, но не следует торопить...