Эпоха: Исторический период эра. Подразделение геохронологической шкалы. Эпоха момент, с которого начинают исчислять движение астрономического светила. Эпоха в геополитике см. Системы международных отношений. «Эпоха» петербургский ежемесячный… … Википедия
Наша эра, н. э. (альтернативная расшифровка новая эра, англ. Common Era, англ. CE) период времени начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период времени, заканчивающийся до начала первого… … Википедия
- «Намедни. Наша эра» книга альбом Леонида Парфёнова, созданная по мотивам документального цикла «Намедни. Наша эра». Книга состоит из пяти томов первые четыре описывают исторические явления по десятилетиям, пятый за пятилетний период.… … Википедия
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия
просвещение (эпоха) - Девиз эпохи просвещения: имей мужество пользоваться собственным умом В работе Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? (1784) Иммануил Кант пишет: Просвещение это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по… … Западная философия от истоков до наших дней
ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Василий Васильевич (4.07.1881, г. Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина) 5.08.1962, Париж), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений. Дед З. был священником; отец… … Православная энциклопедия
Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата … Литературная энциклопедия
- (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные … Философская энциклопедия
Наши дни, острота, ультрасовременность, сегодняшний день, своевременность, злободневность, современная действительность, наша эпоха, насущность, актуальность, жгучесть, наше время Словарь русских синонимов. современность 1. современная… … Словарь синонимов
Василий Васильевич (1881 1962) философ, богослов и религиозный деятель, историк рус. философ, мысли, педагог и литературовед. Учился на естеств. мат. и ист. филол. ф тах Киев. ун та. В 1913 14 учился в Германии, Австрии и Италии. В 1915… … Энциклопедия культурологии
Книги
- Эпоха открытий Возможности и угрозы второго Ренессанса , Голдин Й., Кутарна К.. Чтобы понять конфликты и потрясения современности, нам следует заглянуть в прошлое и осознать: все это уже было. Пятьсот лет назад, во времена Ренессанса, Леонардо, Колумб, Коперник,…
- Эпоха открытий. Возможности и угрозы второго Ренессанса , Голдин Й.. Чтобы понять конфликты и потрясения современности, нам следует заглянуть в прошлое и осознать: все это уже было. Пятьсот лет назад, во времена Ренессанса, Леонардо, Колумб, Коперник,…
В 1889-1890-х годах уже известный к тому времени в Москве архитектор Роман Клейн строит для себя в Олсуфьевском переулке небольшой домик . Он втиснулся посреди доходных домов, построенных самим зодчим. Домик изначально был построен в тосканском стиле или нео-греческом стиле, весь второй этаж его занимали чертежная мастерская архитектора и обширная библиотека .
Роман Иванович Клейн родился в 1858 году , окончил петербургскую Академию художеств, после двух лет стажировки в Европе вернулся в Москву и открыл собственную строительно-архитектурную фирму. Первая крупная постройка Клейна – дом Варвары Морозовой на Воздвиженке – принесла ему славу, сделав модным и востребованным архитектором в среде старообрядческого купечества. Его постоянными заказчиками стали знаменитые московские купеческие семьи Морозовых, Высоцких, Шелапутиных, Прохоровых, Депре. В постройках Клейна принимали участие его ученики и мастера, такие как, В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий. Можно сказать, что Клейн построил почти всё, что должно быть в городе – доходные дома, особняки, мост, музей, кинотеатр, бизнес-центр (общественный дом), винные склады, роскошный магазин, общежитие, институт, больницу, училище, завод, фабрику, гимназию и богадельню.
А в его доме, сильно перестроенном за годы советской власти и после перестройки, расположился необычный исторический музей «Наша эпоха» , основанный на личной коллекции одного священнослужителя. Основную часть коллекции собирал в течение 50 лет протоиерей Василий Фонченков, профессор Иоанно-Богословского университета . Он начал собирать свою коллекцию ещё в советское время, рискуя жизнью и свободой, после того, как его посетило видение последнего русского царя Николая Второго.
Московский музей «Наша Эпоха» уникален. Его экспонаты повествуют о Русской истории через ее Богоизбранных Царей. Взгляд на наше прошлое, настоящее и будущее через призму Русского Царства.
Другое редкостное качество одного из самых молодых музеев Москвы и России - то, что его экспонаты собраны и размещены в экспозиции одним человеком.
Были, разумеется, и в отечественной истории подобные примеры: Третьяковская галерея в Москве, Тенишевский музей в Смоленске... Но то было в дореволюционное, допотопное, можно сказать, с точки зрения современного сознания время. Да и делали это люди, обладавшие немалым состоянием. В нашем же случае речь идет о простом священнике...
Нельзя сказать, чтобы имя его для Москвы было пустым звуком. В районе Поклонной горы до сих пор есть улица братьев Фонченковых, названная так в память родителя и дяди отца Василия. Но уже здесь нас подстерегает нечто удивительное, выходящее за рамки расхожих представлений. Дело в том, что братья Фонченковы были известными в свое время большевиками.
Отец, член РСДРП с 1914 г., был председателем одного из ревкомов в Москве, начальником штаба Красной гвардии, оставил воспоминания о встречах с Лениным. Детство отца Василия (родился он в 1932 г.) прошло неподалеку от храма Воскресения Словущего в Сокольниках, в котором, под руководством настоятеля протоиерея Андрея Расторгуева (1894†1970), прошло религиозное образование и воспитание будущего православного пастыря.
Получив после окончания средней школы (1950) историческое образование в Московском городском пединституте (1955), В.В. Фонченков занимался впоследствии комплектованием музеев, помогая при этом собирать личные библиотеки Патриарху Алексию (Симанскому) и его личному секретарю Даниилу Андреевичу Остапову. Решив посвятить себя служению Церкви, в качестве чтеца прислуживал в московских храмах (1964). Поступил в Московскую Духовную академию (1969).
Интерес к Царской Семье зародился у В.В. Фонченкова рано. По его словам, в 1959 г. ему дано было понимание значения для России Дома Романовых, Его стояния за Россию перед Богом. С тех пор и началась осмысленная собирательская деятельность о. Василия. Вера в святость Государя, по его словам, укрепилась у него после того, как за год до смерти в 1966 г. его отец, убежденный коммунист и атеист, по усиленным молитвам сына Царю-Мученику, искренне обратился к Богу, дважды исповедавшись и причастившись.
В 1967 г. о. Василий удостоился видения Императрицы Александры Феодоровны.
«В октябре 1967 г., накануне празднования пятидесятилетия октябрьской революции, - вспоминал о. Василий, - мне снится Императрица Александра Феодоровна в воздухе надо мною, говорящая о том, что над Россией будут чары , до тех пор, пока русский народ не признает Их мученическую, исповедническую кончину как искупительную жертву во имя России и русского народа. Ее (Александры Феодоровны) слова: "Мы растворились в Русской земле, не ищите Нас, и пока Русская земля и русский народ Нас не прославят, над Россией будут чары "». (см. фильм "Наказ Императрицы ")
К 60-летию цареубийства и 100-летию со дня рождения Царя-Мученика о. Василий провёл на своей московской квартире для ограниченного круга лиц выставку экспонатов своего собрания, посвящённую Государю Николаю Александровичу и Его Семье. Кто помнит то время, по достоинству может оценить этот поступок.
Удивительно, что никто из посетителей той необыкновенной выставки не проговорился и ее отважный устроитель не пострадал. Но неприятные минуты ему все же довелось тогда пережить. Проводив очередных посетителей, о. Василий вышел на лестничную площадку. В это время сквозняком захлопнуло дверь. О том, чтобы вызвать слесаря, не могло идти и речи: Царская экспозиция начиналась прямо в прихожей. Пришлось просить соседей пустить на балкон и с немалым риском спускаться в свою квартиру.
После окончания Московской Духовной академии (1972) В.В. Фонченков был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и преподавателем в Академии в звании доцента. После рукоположения в дьякона (1971) и священника (1973) он был настоятелем Свято-Сергиевского храма в Карлхорсте (Берлин); редактировал журнала «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия») Среднеевропейского Экзархата Русской Православной Церкви (1976-1977). В 1979 г. о. Василий вступил в Христианский комитет по защите прав верующих, собиравший материалы о преследованиях за религиозную деятельность. Выпускал машинописный бюллетень, экземпляры которого передавал иностранным журналам для публикации за рубежом, составлял обращения в адрес советского правительства, Патриарха, а также видных церковных деятелей зарубежья.
В сентябре 1979 г., присоединившись к призыву о. Димитрия Дудко, открыто, с указанием адреса и места службы, о. Василий подписал обращение к православным христианам, в котором подчёркивал необходимость причисления к лику святых новомучеников и исповедников Российских во главе с Царской Семьей. Письмо это из России имело большое значение для прославления Царственных Мучеников Русской Православной Церковью Заграницей. Неудивительно, что после этого о. Василий был уволен из Московской Духовной академии.
Знаешь, как трудно служить Царственным Мученикам. Столько искушений, - сказал мне как-то о. Василий. И речь шла не только о служебных неприятностях. Их-то как раз переносить гораздо легче...
Вскоре после увольнения о. Василий перешёл в клир Русской Православной Церкви Заграницей. Служил в австрийском городе Зальцбурге. В 1981 г. он послал письмо в Св. Синод Русской Православной Церкви, в котором писал о необходимости прославления вслед за Зарубежной Церковью Царственных Мучеников. Используя экспонаты из личного собрания, устраивал во Франции, Австрии и Германии выставки, посвящённые Царственным Мученикам.
После начала перемен на Родине о. Василий вернулся в число клириков Московской Патриархии. В 1991-1993 гг. проходил пастырское послушание в храме Воскресения Словущего в Сокольниках, одновременно обслуживая нужды заключённых тюрьмы на улице Матросская Тишина. В начале 1990-х был депутатом Моссовета. Преподавал в Российском Православном университете св. Апостола Иоанна Богослова.
Шли годы, и о. Василий стал задумываться о дальнейшей судьбе своего собрания.
Он рассматривал разные варианты. Ему очень хотелось, чтобы музей был создан под покровом Церкви, например, в качестве епархиального или при каком-нибудь монастыре. Но вскоре, проведя целый ряд собеседований, выслушав мнения людей, к которым он прислушивался, он понял, что существование такой экспозиции, которую он задумал, там просто невозможно.
Окончательно определиться помог ему случай.
Еще в годы его пребывания за границей, по его настоянию, на аукционе Sotheby
в Лондоне был приобретен подлинник секретного дела Тобольской Духовной консистории 1907-1912 гг. «о крестьянине Григории Распутине-Новом».
Как рассказывал о. Василий, сначала он хотел передать его Московской Патриархии для будущего (он верил в это) прославления Царственных Мучеников. Отец Василий даже встречался в связи с этим с митрополитом Ювеналием (Поярковым). Однако впечатление от этого собеседования было таково, что он решительно отказался от первоначального своего намерения. «Пропадёт», - пришёл он к выводу. (Подтверждением верности такого решения может служить судьба таких ныне известных среди православных икон, как «Самодержавная» и «Яко Орля крылья» из храма Преображения Господня в подмосковном селе Верзилове Ступинского района. По приказанию епархиальных властей эти написанные на холсте в XIX в. иконы были изъяты из церкви. От фотохудожника Г. Малофеева, составителя недавно изданного альбома о Царственных Мучениках, требовали вернуть слайды, запечатлевшие эти иконы. Только благодаря проявленной им твёрдости ныне мы можем молиться на эти святые образы. Или другой совсем недавний случай: «пропажа» в одной из подмосковных обителей переданных туда зарубежными родственниками Дома Романовых молитвослова Царя-Мученика и других реликвий.)
Вот почему Тобольское дело и решено было отдать на хранение в государственный архив. «Там оно будет сохраннее», - говорил о. Василий.
Перед передачей дела, по благословению Батюшки, с него было снято несколько копий. Одну из них в начале 2005 г. о. Василий передал автору этих строк, взяв слово, что оно будет опубликовано. Вскоре после этого состоялось и наше знакомство, продолжавшееся вплоть до самой кончины отца Василия.
Перед принятием решения об определении судьбы коллекции о. Василий долго скорбел. Эта его боль была явственна его собеседникам. «Я собирал эту коллекцию, - говорил он, - для того, чтобы ее экспонировали, чтобы она была достоянием народа. Для этого я ее собирал».
Но о. Василий не просто скорбел. Он молился. В результате он безвозмездно передал собрание своему духовному сыну, которому верил. Было приобретено достойное экспонатов здание, произведен ремонт, заказаны современные витрины. Торжественное открытие музея «Наша Эпоха» состоялось 1 февраля 2006 года.
Верный слуга Царя Небесного и Царя земного отошёл ко Господу 20 апреля/3 мая 2006 года, в день памяти мученика младенца Гавриила Белостокского и кончины (1870) брата Царя-Мученика, Великого Князя Александра Александровича. Отпевание почившего протоиерея Василия Фонченкова прошло 5 мая в храме Воскресения Словущего в Сокольниках. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище.
Отойдя в жизнь вечную, о. Василий оставил по себе не только добрую память как пастырь и человек, но и музей Царственных Мучеников, которому он отдал немало своей любви, вложил в него часть души. Теперь этот добрый свет идет к нам, а если благословит Господь, - дойдет и до наших внуков и правнуков.
Сергей Фомин
Император Николай II с детьми. Встреча с казаками
(для увеличения на весь экран, кликните по изображению)
«Царь выше закона». Царь – Помазанник Божий и как таковой воплощает собою Образ Божий на земле. А Бог – Любовь.
Доброта Царя есть его долг, его слава, его величие. Это ореол его Божественного помазанничества, это отражение лучей небесной славы Всеблагого Творца. Доброта подчинённых Царю органов власти – есть измена, воровство, преступление. Кто осуждал Царя за его доброту, тот не понимал существа Царской власти, кто требовал от Царя твёрдости, суровости и строгости, тот сваливал на Царя свои собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России…»
Монархия – это образ правления, но она не только образ, форма правления, но и совокупность определенных идей духовного, государственного и общественного порядка. Монархия характеризуется принципами наследственной власти, единоначалия, а не единовластия, как диктатура. Православное сознание воспринимало это как личное служение Царя Богу и своему народу, Богом ему врученному. Это не карьера, не вершина могущества, но христианский подвиг, избранность, а не выборность, бессменная стража, историческая ответственность.
Российский Император стоит над народами, классами, племенами и партиями. Он верховный арбитр, природный глава страны, которого даже смерть не освобождает от долга, ибо его наследие остается в его роде – династии. До него не долетают грязевые потоки человеческого эгоизма, зависти и злобы, ибо ему нечего желать для себя лично и не у кого заискивать. Его власть опирается не на лукавомудрие политических комбинаций, а на нравственные законы, принцип царского служения.
Большевистская и псевдодемократическая пропаганда прибегают обычно к исторической передержке, утверждая, что монархию, как устарелую форму правления, сменяет более совершенная – республика. Рим достиг своего расцвета во времена империи, пришедшей на смену республике. Франция покрыла себя славой при императоре Наполеоне, уничтожившем кровавую республику. Англия вернулась к монархии после короткого, но также кровавого республиканского опыта в XVII столетии. Для сотен тысяч верующих монархия – это милость Божия, для остальных – это государственная преемственность, исторический стимул, наконец, для всех – это убежище, право каждого свободно жить и работать под защитой праведной и законной верховной власти.
«Николай Второй – Святой Царь, Иову Многострадальному подобный. Он будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На венец терновый сменит он корону царскую… И будет жид скорпионом бичевать землю Русскую, грабить святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских». (преподобный Авель, 1800 год)
Не потому ли полны храмы Божии по всей стране. Забытые, исстрадавшиеся, простые люди возносят покаянные молитвы: «Прости нас, Боже Милостивый, наставь в Вере истинной, в правде». А правда говорит, что без Богом данного, Богом Помазанного Законного и Благого Царя нет для России спасения, нет возрождения и жизни.
Да воскреснет Бог и Его Россия, Его Помазанник, и да расточаться врази Их!
Основную часть коллекции музея собирал в течение 45-и лет протоиерей Василий Васильевич Фонченков, профессор Российского православного университета им. Св. Иоанна Богослова, войсковой священник «Великого Братства Казачьих Войск», который всего на три месяца пережил открытие музея. Вот как рассказывал отец Василий о мистическом событии, которое изменило его жизнь: «В октябре 1967 года мне снится Императрица Александра Фёдоровна в воздухе надо мной, говорящая о том, что над Россией будут «чары», до тех пор, пока русский народ не признает их мученическую, исповедническую кончину как искупительную жертву во имя России и русского народа. Её (Александры Фёдоровны) слова6Мы растворились в русской земле, не ищите нас, и пока русская земля и русский народ нас не прославят, над Россией будут «чары».
В собрании музея «Наша эпоха» имеются уникальные экспонаты: рукописные книги XV-XVI веков, личные вещи Царской Семьи, фотоснимки, родословная Дома Романовых, Евангелие, принадлежавшее Св. Иоанну Кронштадтскому, икона Божией Матери «Феодоровской» из покоев Императрицы, Евангелие, принадлежавшее Великой Княгини Елизавете Феодоровне и другие уникальные экспонаты.
Адрес музея: 119021, Москва, Олсуфьевский пер., дом 6, стр. 2. (м. Фрунзенская)
Тел./факс 245-21-85,
27.11.2008: РУССКОЕ ЦАРСТВО - «НАША ЭПОХА»
Музей Государя Николая Второго
Московский музей «Наша Эпоха» уникален. Его экспонаты повествуют о Русской истории через ее Богоизбранных Царей. Взгляд на наше прошлое, настоящее и будущее через призму Русского Царства.
Другое редкостное качество одного из самых молодых музеев Москвы и России то, что его экспонаты собраны и размещены в экспозиции одним человеком.
Были, разумеется, и в отечественной истории подобные примеры: Третьяковская галерея в Москве, Тенишевский музей в Смоленске... Но то было в дореволюционное, допотопное, можно сказать, с точки зрения современного сознания время. Да и делали это люди, обладавшие немалым состоянием. В нашем же случае речь идет о простом священнике...
Протоиерей Василий Фонченков
Нельзя сказать, чтобы имя его для Москвы было пустым звуком. В районе Поклонной горы до сих пор есть улица братьев Фонченковых, названная так в память родителя и дяди отца Василия. Но уже здесь нас подстерегает нечто удивительное, выходящее за рамки расхожих представлений. Дело в том, что братья Фонченковы были известными в свое время большевиками.
Отец, член РСДРП с 1914 г., был председателем одного из ревкомов в Москве, начальником штаба Красной гвардии, оставил воспоминания о встречах с Лениным. Детство отца Василия (родился он в 1932 г.) прошло неподалеку от храма Воскресения Словущего в Сокольниках, в котором под руководством настоятеля протоиерея Андрея Расторгуева (1894-1970) прошло религиозное образование и воспитание будущего православного пастыря.
Здание музея "Наша эпоха"
Получив после окончания средней школы (1950) историческое образование в Московском городском пединституте (1955), В.В. Фонченков занимался впоследствии комплектованием музеев, помогая при этом собирать личные библиотеки Патриарху Алексию (Симанскому) и его личному секретарю Даниилу Андреевичу Остапову. Решив посвятить себя служению Церкви, в качестве чтеца прислуживал в московских храмах (1964). Поступил в Московскую Духовную академию (1969).
Интерес к Царской Семье зародился у В.В. Фонченкова рано. По его словам, в 1959 г. ему дано было понимание значения для России Дома Романовых, Его стояния за Россию перед Богом. С тех пор и началась осмысленная собирательская деятельность о. Василия. Вера в святость Государя, по его словам, укрепилась у него после того, как за год до смерти в 1966 г. его отец, убежденный коммунист и атеист, по усиленным молитвам сына Царю мученику искренне обратился к Богу, дважды исповедавшись и причастившись.
В 1967 г. о. Василий удостоился видения Императрицы Александры Феодоровны.
«В октябре 1967 г., накануне празднования пятидесятилетия октябрьской революции, - вспоминал о. Василий, - мне снится Императрица Александра Феодоровна в воздухе надо мною, говорящая о том, что над Россией будут чары до тех пор, пока русский народ не признает Их мученическую, исповедническую кончину как искупительную жертву во имя России и русского народа. Ее (Александры Феодоровны) слова: «Мы растворились в Русской земле, не ищите Нас, и пока Русская земля и русский народ Нас не прославят, над Россией будут чары».
К 60-летию цареубийства и 100-летию со дня рождения Царя мученика о. Василий провёл на своей московской квартире для ограниченного круга лиц выставку экспонатов своего собрания, посвящённую Государю Николаю Александровичу и Его Семье. Кто помнит то время, по достоинству может оценить этот поступок.
Удивительно, что никто из посетителей той необыкновенной выставки не проговорился и ее отважный устроитель не пострадал. Но неприятные минуты ему все же довелось тогда пережить. Проводив очередных посетителей, о. Василий вышел на лестничную площадку. В это время сквозняком захлопнуло дверь. О том, чтобы вызвать слесаря, не могло идти и речи: Царская экспозиция начиналась прямо в прихожей. Пришлось просить соседей пустить на балкон и с немалым риском спускаться в свою квартиру.
После окончания Московской Духовной академии (1972) В.В. Фонченков был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и преподавателем в Академии в звании доцента. После рукоположения в дьякона (1971) и священника (1973) он был настоятелем Свято-Сергиевского храма в Карлхорсте (Берлин); редактировал журнал «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия») Среднеевропейского Экзархата Русской Православной Церкви (1976-1977). В 1979 г. о. Василий вступил в Христианский комитет по защите прав верующих, собиравший материалы о преследованиях за религиозную деятельность. Выпускал машинописный бюллетень, экземпляры которого передавал иностранным журналам для публикации за рубежом, составлял обращения в адрес советского правительства, Патриарха, а также видных церковных деятелей зарубежья.
В сентябре 1979 г., присоединившись к призыву о. Димитрия Дудко, открыто, с указанием адреса и места службы, о. Василий подписал обращение к православным христианам, в котором подчёркивал необходимость причисления к лику святых новомучеников и исповедников Российских во главе с Царской Семьей. Письмо это из России имело большое значение для прославления Царственных мучеников Русской Православной Церковью Заграницей. Неудивительно, что после этого о. Василий был уволен из Московской Духовной академии.
- Знаешь, как трудно служить Царственным мученикам. Столько искушений, - сказал мне как-то о. Василий. И речь шла не только о служебных неприятностях. Их-то как раз переносить гораздо легче...
Вскоре после увольнения о. Василий перешёл в клир Русской Православной Церкви Заграницей. Служил в австрийском городе Зальцбурге. В 1981 г. он послал письмо в Св. Синод Русской Православной Церкви, в котором писал о необходимости прославления вслед за Зарубежной Церковью Царственных мучеников. Используя экспонаты из личного собрания, устраивал во Франции, Австрии и Германии выставки, посвящённые Царственным мученикам.
После начала перемен на Родине о. Василий вернулся в число клириков Московской Патриархии. В 1991-1993 гг. проходил пастырское послушание в храме Воскресения Словущего в Сокольниках, одновременно обслуживая нужды заключённых тюрьмы на улице Матросская Тишина. В начале 1990-х был депутатом Моссовета. Преподавал в Российском Православном университете св. Апостола Иоанна Богослова.
Шли годы и о. Василий стал задумываться о дальнейшей судьбе своего собрания.
Он рассматривал разные варианты. Ему очень хотелось, чтобы музей был создан под покровом Церкви, например, в качестве епархиального или при каком-нибудь монастыре. Но вскоре, проведя целый ряд собеседований, выслушав мнения людей, к которым он прислушивался, он понял, что существование такой экспозиции, которую он задумал, там просто невозможно.
Окончательно определиться помог ему случай.
Еще в годы его пребывания за границей, по его настоянию на аукционе Sotheby в Лондоне был приобретен подлинник секретного дела Тобольской Духовной консистории 1907-1912 гг. «о крестьянине Григории Распутине-Новом».
Как рассказывал о. Василий, сначала он хотел передать его Московской Патриархии для будущего (он верил в это) прославления Царственных мучеников. Отец Василий даже встречался в связи с этим с митрополитом Ювеналием (Поярковым). Однако впечатление от этого собеседования было таково, что он решительно отказался от первоначального своего намерения. «Пропадёт», - пришёл он к выводу. (Подтверждением верности такого решения может служить судьба таких ныне известных среди православных икон, как «Самодержавная» и «Яко Орля крылья» из храма Преображения Господня в подмосковном селе Верзилове Ступинского района. По приказанию епархиальных властей эти написанные на холсте в 19 в. иконы были изъяты из церкви. От фотохудожника Г. Малофеева, составителя недавно изданного альбома о Царственных мучениках, требовали вернуть слайды, запечатлевшие эти иконы. Только благодаря проявленной им твёрдости ныне мы можем молиться на эти святые образы. Или другой совсем недавний случай: «пропажа» в одной из подмосковных обителей переданных туда зарубежными родственниками Дома Романовых молитвослова Царя мученика и других реликвий.)
Вот почему Тобольское дело и решено было отдать на хранение в государственный архив. «Там оно будет сохраннее», - говорил о. Василий.
Перед передачей дела по благословению батюшки с него было снято несколько копий. Одну из них в начале 2005 г. о. Василий передал автору этих строк, взяв слово, что оно будет опубликовано. Вскоре после этого состоялось и наше знакомство, продолжавшееся вплоть до самой кончины отца Василия.
(Более трёх лет минуло, пока не привелось исполнить это благословение: познакомить наш народ с правдой о Григории Ефимовиче. В ближайшие дни должен выйти очередной третий том нашего «расследования» о Царском Друге «Боже! Храни Своих!», в котором подлинник дела наконец-то будет опубликован полностью.)
Перед принятием решения об определении судьбы коллекции о. Василий долго скорбел. Эта его боль была явственна его собеседникам. «Я собирал эту коллекцию, - говорил он, - для того, чтобы ее экспонировали, чтобы она была достоянием народа. Для этого я ее собирал».
Но о. Василий не просто скорбел. Он молился. В результате он безвозмездно передал собрание своему духовному сыну, которому верил. Было приобретено достойное экспонатов здание, произведен ремонт, заказаны современные витрины. Торжественное открытие музея «Наша Эпоха» состоялось 1 февраля 2006 года.
Верный слуга Царя Небесного и Царя земного отошёл ко Господу 20 апреля/3 мая 2006 года, в день памяти мученика младенца Гавриила Белостокского и кончины (1870) брата Царя мученика Великого Князя Александра Александровича. Отпевание почившего протоиерея Василия Фонченкова прошло 5 мая в храме Воскресения Словущего в Сокольниках. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище.
Отойдя в жизнь вечную, о. Василий оставил по себе не только добрую память как пастырь и человек, но и музей Царственных мучеников, которому он отдал немало своей любви, вложил в него часть души. Теперь этот добрый свет идет к нам, а если благословит Господь, - дойдет и до наших внуков и правнуков.
+ + +
А теперь самое время, читатель, пройти по залам музея. Первый рассказывает о Русских Государях, начиная с основателя Русской Династии Рюриковичей и вплоть до Отца Царя мученика - Императора-миротворца Александра III. В экспозиции иконы, монеты, медали, гравюры, литографии, акварели, книги.
Однако особым богатством экспонатов отличаются следующие много более обширные залы, посвященные Царствованию Государя мученика Николая Александровича. Глаза входящего сразу же притягивает к себе древний образ Феодоровской иконы Божией Матери, являющейся, как известно, родовой иконой Дома Романовых. Висящая на стене икона была любимейшим келейным образом о. Василия; перед ней он молился. Тут, между прочим, сразу же раскрывается и преимущество нового музея - к иконе можно приложиться, помолиться, возжечь перед ней свечу.
В глаза сразу же бросается не только обилие, но и необыкновенная красота многих экспонатов. В витринах Коронационные подарки (кружки, кубки, платки, медали); предметы, изготовлявшиеся к 300-летию Дома Романовых, как для простонародья, так и рассчитанные на самый взыскательный вкус.
Особого разговора заслуживают книги. Все великолепие, вся пышность Русского Царства кажется запечатленной на обложках Коронационных альбомов, Летописного и лицевого изборника Дома Романовых. Великолепны фолианты, повествующие о Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе, о юбилеях государственных учреждений Российской Империи, истории старейших полков Императорской гвардии, Царской охоте. Глядя на всё это богатство, невольно вспоминается свеча, которая, прежде чем окончательно погаснуть, напоследок вспыхивает с необыкновенной яркостью. Да, так это и было в годы последнего царствования...
После этих залов помещение, в котором размещается экспозиция, рассказывающая о февральском клятвопреступном бунте 1917 г., кажется весьма скромным и даже аскетичным. Газеты с аршинными заголовками, журналы с отвратительными рисунками и карикатурами, за которые не может быть не стыдно и теперь, воспоминания «героев» «великой безкровной». Книжка одного из тех, кто вырывал у Государя отречение, - псевдомонархиста В.В. Шульгина с дарственной надписью владельцу коллекции...
И надо всей этой мерзостью, словно белый голубок с пальмовой веткой в клюве после Русского потопа, - пожелтевшая листовка с молитвой Державной иконе Божией Матери. Простая газетная бумага со следами сгибов и потертостей - но как же она дорога нам!
Но вот и самая скорбная из всех комнат музея. Во всю высоту ничем не занятой длинной стены - Святая Царственная Седмерица с верными Ее слугами в подвале Ипатьевского дома. Первоначально на противоположной стене хотели изобразить убийц. И правильно сделали, что отказались от этой мысли. Нет, предать забвению их злодейство нельзя, даже преступно. Нужно помнить, кто и почему поднял руку. Но здесь, во все еще русской столице, между Царственными мучениками и посетителями музея - всё еще Их поданными! - не должно быть никаких посредников, особенно таких - вырожденцев по крови и духу!
И вот, наконец, мы встречаемся с Ними лицом к лицу. И наступает МОМЕНТ ИСТИНЫ. Нам есть что сказать друг другу.
В полной тишине слышно только, как полы поскрипывают: посетители переходят в последний зал - высокую светлую моленную. Большие красивые иконы в резных киотах, на аналоях кресты; висят кадила, епитрахили, поручи (если среди посетителей случится священник, можно отслужить молебен). Перед иконами Царственных мучеников земля с Ганиной ямы, другие святыни.
К сожалению, о музее знают пока что мало. Но посетители здесь есть всегда. Особенно отрадно, что много детей. В основном это школьники. Причем не только из Москвы и Подмосковья. Немало приезжают на автобусах и из соседних областей. Вход и экскурсии - всё безплатно. Сегодня это, прямо скажем, непривычно. Здесь же можно получить буклеты, рассказывающие о музее, литературу о Царственных мучениках.
Музей «Наша Эпоха» продолжает завещанную о. Василием собирательскую деятельность: приобретает предметы и книги, связанные с темой Русского Царства. Здесь будут с благодарностью приняты доброхотные дары чтителей Царственных мучеников. Ну и, конечно, тут всегда рады принять вас.
Добро пожаловать в мир Православного Царства Русского!
Тем, кто еще не был здесь, сообщаем адрес: Олсуфьевский пер., д. 6. стр. 2 (ст. метро «Фрунзенская»). Тел. 245-21-85. Время работы: с 10 до 17. Выходные: понедельник и вторник.
Сергей ФОМИН